Змееборец Зигфрид как образец активного бытия: единство мифа и философии в вопросе о свободе воли
Автор: Мисюров Николай Николаевич
Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (18), 2021 года.
Бесплатный доступ
Актуальность темы обусловлена кризисом личностного бытия, как обозначающей социокультурный феномен категории, исчерпавшей свою эпистемологическую значимость в исторический момент «смены вех» - вытеснения классической парадигмы парадигмой постмодерна и трансформации традиционного общества в «открытое» (теперь уже - «общество потребления»). Одним из результатов столь глобальной модификации коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных практик и даже определенных устойчивых конструктов (вроде национальных концептов, культурных смыслов, стереотипов психологического и социального поведения) было восстановление приоритетности мифа (как формы мировосприятия и способа преобразования мира) и соответственно - возрождение интереса к мифологии и мифологической картине мира. Предмет исследования - синкретическое единство философского сознания и мифологического сознания. В статье анализируется «экзистенциальная» проблематика существования современного человека, по-разному решаемая различными философскими направлениями; отметим при этом одну объединяющую их установку: «сущностная» природа человеческой активности выявляется в коммуникативном акте, когнитивный смысл волеизъявления индивида уточняется и корректируется в общественном дискурсе. Согласимся с почти аксиоматическим суждением: свободой и независимостью, а также «критическим разумом», обусловлена ориентация на «подлинное бытие». В работе доказывается, что активность - не в смысле деятельности (производственной, политической, культурного творчества), а в смысле внутренней готовности к продуктивному использованию человеческих потенций на благо индивида и коллектива - является основополагающей для такого особенного (мифологического героического) состояния духа. Констатируется, что модусу бытия в современной «антропологической» философии противопоставлен модус обладания; чтобы «быть», человек должен отказаться от эгоцентризма, обрести свою независимость. Свобода выбора современного человека детерминируется логикой культуры, институтами «открытого» общества и факторами глобализации; однако культурное наследие прошлого сохраняет свою значимость, заключающуюся в мифе «первобытная сила» оплодотворяет массовую культуру, типологический образ героя (вроде безукоризненного Зигфрида) становится искушением для «отчужденного» субъекта познания мира.
Свобода и необходимость, деятельность сознания, миф, предопределение и судьба, целесообразность, активное бытие
Короткий адрес: https://sciup.org/147234597
IDR: 147234597 | DOI: 10.15393/j12.art.2021.3683
Список литературы Змееборец Зигфрид как образец активного бытия: единство мифа и философии в вопросе о свободе воли
- Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
- Буржуазная философская антропология ХХ века. М.: Наука, 1986. 296 с.
- Вольф М. Н., Косарев А. В. Концепция прагматистского поворота Р. Бернстайна // Вестник
- Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 153-163. DOI: 17223/ 1998863Х/40/15
- Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1975. Т.1. 532 с.
- Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии духа. М.: Дело, 2014. 308 с.
- Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 464 с.
- Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
- Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с.
- Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М.: Наука, 2015. 260 с.
- Тимофеев В. Г. Петров Н. В. Свойства мифологического сознания // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 146-151.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2018. 320 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 408 c.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. 192 с. Отрешенность. С. 102-111. О том, что неверно продолжать мыслить отрешенность «в пределах воли»
- Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.: Иностранная литература, 1960. 446 с.
- Шеллинг Ф.В. Философия мифологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2013. Т.1. 480 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М.: Искусство, 1983. Т.1. 479 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М.: Искусство, 1983. Т.2. 448 с.
- Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2020. 224 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527с.
- Bernstein R. The pragmatic turn. Cambridge-Malden: Polity Press, 2010. 232 p.
- Capobianco R. Heidegger's way of being. Toronto: University of Toronto Press, 2014. 122 p. p. 67: sentinel as herald makes manifest what is manifest
- Dennett D. C. Freedom evolves. New York: Viking Books, 2003. 347 p.
- Die Nibelungen: Sage – Epos – Mythos. Hrsg. von J. Heinzle, K. Klein und U. Obhof. Wiesbaden: Reichert Verlag, 2003. 656 S.
- Farin I., Malpas J. Reading Heidegger's “Black notebooks 1931-1941”. Cambridge; London: MIT Press, 2016. 361 p.
- Hillman J. Kinds of power: a guide of its intelligent uses. New York: Currency and Double-day, 1995. 254 p.
- Hillman J. Force of character and the lasting life. Toronto: Random House, 2000. 236 p.