Значение применения процедуры медиации при разрешении спорных правоотношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации

Бесплатный доступ

В статье рассматривается и анализируется проблемный вопрос важности и необходимости применения института медиации в спорных правоотношениях, связанных с газоснабжением в России. Целью статьи является выявление роли и значимости применения медиации в спорных правоотношениях, связанных с газоснабжением. Методами исследования следует считать анализ и синтез. Проведенный анализ научной литературы, судебной практики, материалов средств массовой информации свидетельствует о перегруженности судов спорами в области газоснабжения (1500 судебных дел в период с 1 сентября 2019 г. по 1 октября 2021 г.). Автор приходит к выводу, что из-за загруженности судов делами и обращениями граждан, чрезмерной нагрузки, которую испытывают работники аппаратов судов, как альтернативный способ урегулирования споров процедура медиации не только играет важную роль, но и необходима в России. Значение применения процедуры медиации в спорных правоотношениях, связанных с газоснабжением, огромно, не стоит ее недооценивать. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в сфере газоснабжения, медиаторами и работниками судебной системы.

Еще

Процедура медиации, споры, правоотношения, связанные с газоснабжением, российская федерация, договор газоснабжения

Короткий адрес: https://sciup.org/148323512

IDR: 148323512   |   DOI: 10.18101/2658-4409-2021-4-42-48

Текст научной статьи Значение применения процедуры медиации при разрешении спорных правоотношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации

Вологдина К. В. Значение применения процедуры медиации при разрешении спорных правоотношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2021. Вып. 4. С. 42–48.

Институт медиации в России представляет собой альтернативный способ процедуры мирного урегулирования споров. С 1990 г. на протяжении 20 лет у процедуры медиации не было правовой основы, что затрудняло ее развитие в России. С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — ФЗ «О процедуре медиации»)1.

В соответствии со п. 2 ст. 2 ФЗ «О процедуре медиации»: «процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения. Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства2.

Л. Н. Бокова и А. А. Рождествина полагают, что исходя из приведенного определения признаками медиации являются: 1) способ урегулирования споров; 2) спор, разрешаемый при содействии медиатора; 3) спор, проводимый на основе добровольного согласия сторон; 4) цель — достижение сторонами взаимоприемлемого решения. Основанием для применения процедуры медиации является наличие правового спора. Спор — это внешнее проявление конфликта интересов между субъектами социальных отношений, а правовой спор — спор, развивающийся и подлежащий урегулированию в соответствии с требованиями правовых норм [1, с. 5].

Споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств являются одними из распространенных в арбитражном и гражданском судопроизводстве. Именно они составили большую часть из рассмотренных в 2020 г. дел арбитражными судами — 1,5 млн [2].

По словам В. В. Путина, в 2020 г. российские суды не ограничились «программой минимум», а выбрали «программу максимум» и рассмотрели «практически все» обращения граждан, которые к ним поступили. 38,4 млн дел рассмотрели суды в 2020 г., что на 11% больше, чем было в 2019 г. Судя по статистике, предоставленной Верховным судом, суды работали много и эффективно. В. М. Лебедев рассказал о 99%-ной стабильности судебных актов по гражданским делам и 97%-ной — по экономическим спорам. При этом суды общей юрисдикции нарушают сроки лишь по одному делу из ста рассмотренных, а арбитражные — по двум из ста3.

Важно учитывать, что каждая стадия газоснабжения требует особого внимания и правового регулирования, которое отвечает требованиям современного этапа развития России и общества. На каждой стадии при заключении, изменении и расторжении договора может возникнуть спорная ситуация, не исключает- ся и неисполнение обязательств. При возникшем споре между сторонами договора, несомненно, может появиться дилемма: разрешить ее мирным путем или обратиться в суд.

Отношения, связанные с газоснабжением, имеют сложную структуру и субъектный состав. Рассмотрим эту структуру подробнее. «Отношения, связанные с газоснабжением» и «договор газоснабжения» (договор на снабжение газом) являются неидентичными понятиями, а одно (договор газоснабжения) включается в другое (отношения, связанные с газоснабжением). Отношения, связанные с газоснабжением, делятся на договорные и внедоговорные с точки зрения основания возникновения обязательств. Договорные отношения, связанные с газоснабжением, относятся к специфическим экономическим отношениям. Договорные (например, договор газоснабжения как основной и все существующие разновидности договоров, заключаемые в обязательства в области газоснабжения как вспомогательные) и внедоговорные (например, в части ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности) отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации1 и иными нормативными правовыми актами. К договорным отношениям, связанным с газоснабжением, относится договор газоснабжения, который включает в себя не только положения о существенных условиях, сторонах договора, основаниях заключения, изменения, расторжения договора, договорной ответственности сторон, но и также о предмете, правовой природе и видовой принадлежности договора. К внедого-ворным отношениям относится ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (как частный случай внедоговорной ответственности) [3, c. 15–16].

По договору газоснабжения в узком понимании одна из сторон обязуется подавать газ надлежащего качества и количества либо через газопроводы, либо через присоединенную сеть, а принимающая сторона обязуется оплатить принятый газ. Стороны договора определяются в зависимости от правовой природы, предмета, цели правоотношений. Договор газоснабжения в широком понимании — это заключаемый в соответствии с планом или сверхустановленными показателями договор, в силу которого одна сторона обязуется непрерывно или в установленные сроки подавать газ, а другая — оплатить принятый газ, а также принимать и использовать его с соблюдением установленных специальных правил.

Договор газоснабжения — это основной договор в выдвигаемой автором единой договорной конструкции, который имеет свои разновидности. Договор газоснабжения объединяет все вспомогательные договоры, включающие в себя рассмотрение договорных обязательств таких, как подача газа через магистральные газопроводы, подача газа потребителям (абонентам) через присоединенные сети, не ограничиваясь чем-то одним. К основному договору примыкают следующие вспомогательные договоры:

  • 1)    договор, примыкающий к поставке, в случае заключения договора между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем. Данный договор регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации;

  • 2)    договор о подключении (техническом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения в случае заключения договора между газораспределительной организацией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила)1 и Постановлению Правительства РФ от 15.06.2017 № 7132 установленные формы документов и требования обязательны к исполнению;

  • 3)    договор снабжения газом через присоединенную сеть, в случае если договорные обязательства заключены между газоснабжающей организацией и потребителем (физическим или юридическим лицом):

  •    договор оказания коммунальных услуг (газоснабжения) для граждан или договор о поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Стороны договора: исполнитель и потребитель. Регулирование данных правоотношений осуществляется Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 5493 и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 3544. В гл. 16 указана ответственность исполнителя и потребителя [4, с. 24];

  •    договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Стороны договора: исполнитель и заказчик. Правовое регулирование осуществляется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 4108 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»5;

  • 4)    договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа, в случае если заключение договора происходит при транспортировке газа (оказания услуги по транспортировке газа). Стороны договора: газораспределительная организация и поставщик (или покупатель) газа. Правовое регулирование ответственности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Феде-рации»1;

  • 5)    договор купли-продажи и поставки газа, в случае если газ продается в емкостях (баллонах, резервуарах, цистернах):

  •    договор купли-продажи газа в баллонах. Стороны договора: продавец и покупатель;

  •    договор купли-продажи сжиженного углеводородного газа в автоцистернах;

  •    договор поставки сжиженного газа (отпуска (поставки) сжиженного газа автотранспорту). Договор купли-продажи регулируется гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеизложенная договорная конструкция представляется авторской разработкой [3]. Понятие «договор газоснабжения» выступает единой договорной конструкцией для всех возможных договорных отношений, возникающих в связи с газоснабжением в действующем российском законодательстве, договор газоснабжения на разных этапах имеет различные разновидности, что и доказывает сложность структуры договорных обязательств в сфере газоснабжения.

При анализе научной литературы, судебной практики и материалов из средств массовой информации случаи разрешения споров в области газоснабжения с применением процедуры медиации встречаются крайне редко. Например, 3 февраля 2021 г. между ПАО «Газпром» и саратовским предприятием ООО «Завод «Газпроммаш» возник спор, который удалось мирно урегулировать процедурой медиации Центром примирительных процедур (медиации) при ТПП Саратовской области2. И все же большинство спорных правовых вопросов в области газоснабжения разрешается через обращения стороной или сторонами в суд.

С сентября 2019 по октябрь 2021 г. (с учетом сложной эпидемиологической ситуации в России из-за коронавирусной инфекции) была проанализирована судебная практика. При этом было выявлено, что арбитражными судами России рассмотрено около 1500 дел, до Верховного суда дошло около 300 дел3.

Кроме проблемы загруженности судов существует и проблема чрезмерной нагрузки работников аппарата суда. Выполняя «программу максимум», в первую очередь перегружены работники судебной системы. Из-за перегруженности происходят не только судебные ошибки, но и возникает профессиональное выгорание специалистов. Кроме этого, к факторам можно отнести и высокие психоэмоциональные нагрузки, стресс, сверхнапряженность работы. И. А. Беляева, О. П. Цариценцева отмечают, что основными компонентами выгорания являются эмоциональное истощение, ухудшение здоровья, связанное с напряженностью работы и низкой самооценкой качества работы. В работе выделяются некоторые рекомендации федеральным судьям. Например, выработать «оптимальное отношение к работе и стратегию поведения, позволяющую справляться с высокими эмоциональными нагрузками, напряженностью работы и иными факторами профессионального стресса. На всех уровнях выгорания федеральных судей высокий профессиональный перфекционизм выступает в роли регулятора профессиональной сферы личности, стимулирует отношения с коллегами, обеспечивает высокий уровень профессионализма и удовлетворенности работой» [5].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассмотренные факты, несомненно, указывают на то, что применение процедуры медиации необходимо и для российской судебной системы из-за существующей проблемы — загруженности судов делами, и при рассмотрении этими судами сложных дел, а также из-за чрезмерной нагрузки работников аппарата судебной системы и др. Процедура медиации как альтернативный способ урегулирования споров позволит снять чрезмерную нагрузку не только с судебной системы в целом, но и со специалистов аппарата судов. Значение применения процедуры медиации в спорных правоотношениях, связанных с газоснабжением, огромно, не стоит его недооценивать. Более того, обращение в суд является дорогостоящим и длительным, тем более в нефтегазовой отрасли.

Список литературы Значение применения процедуры медиации при разрешении спорных правоотношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации

  • Бокова Л. Н., Рождествина А. А. Медиация: практическое пособие. Саратовский областной суд, ВГУЮ (РПА Минюста России), Поволжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Москва; Саратов, 2016. 20 с. Текст: непосредственный.
  • Шувалова М. Работа судебной системы РФ: итоги 2020 и планы на 2021 год. Доступ из справ.-прав. системы "Гарант.т".
  • Вологдина К. В. Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации: монография, Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2019. 180 с.
  • Вологдина К. В. К вопросу о правовом регулировании подачи газа в многоквартирные и жилые дома в Российской Федерации // Актуальные вопросы цивилистики: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию юридического факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова (Улан-Удэ, 16-18 мая 2019 г.) / научный редактор С. В. Доржиева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2019. 310 с.
  • Беляева И. А., Цариценцева О. П. Особенности профессионального выгорания федеральных судей // Мирнауки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. С. 42.
Статья научная