Апофатика как метод исследования личности в западной и русской философии XX в

Автор: Лебедев Даниил Сергеевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 8, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается два типа апофатики человека на примере антропологических концепций Ж. Батая и А.Ф. Лосева. На основе анализа таких концептов, как внутренний опыт и трансгрессия, показан характер апофатики Ж. Батая применительно к человеку. Отказывая последнему в цельности, мыслитель стремится к преодолению антропологической границы, отделяющей человека от ничто. Позиция Ж. Батая сравнивается с таковой А.Ф. Лосева, который утверждает апофатику личности. Понятие личности рассмотрено в контексте проблематики символа и тайны. Особо выделяется исторический и телесный характер личности. В заключение делается вывод о двух типах апофатики, одна из которых представляет собой апофатику трансгуманизма, тогда как вторая есть апофатика личности, направленная на актуализацию потенциала индивида.

Еще

Апофатика, человек, внутренний опыт, личность, символ, тайна, а.ф. лосев, ж. батай

Короткий адрес: https://sciup.org/149134042

IDR: 149134042   |   DOI: 10.24158/fik.2019.8.9

Список литературы Апофатика как метод исследования личности в западной и русской философии XX в

  • Хоружий С.С. Человек: сущее, трояко размыкающее себя // Человек.RU. 2006. № 2. С. 31-56.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. 334 с.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 17.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 23.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 202.
  • Жиленков И.А. Интерпретация философской концепции А. Кожева в творчестве Ж. Батая и М. Бланшо // Научные ведомо.сти БелГУ. Сер.: Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). С. 153-161.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 203.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 103.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 160.
  • Гуревич П.С. Апофатический проект человека // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 42-53.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 250.
  • Батай Ж. О Ницше. М., 2010. 336 с.
  • Батай Ж. О Ницше. М., 2010. С. 23.
  • Батай Ж. О Ницше. М., 2010. С. 25.
  • Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., коммент. и послесл. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 174.
  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб., 2014. 320 с.
  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб., 2014. С. 117.
  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб., 2014. С. 254.
  • Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. 272 с.
  • Лосев А.Ф. Вещь и имя. Сáмое самó. СПб., 2008. 576 с.
  • Лебедев Д.С. Проблема мифа в философии М. Хайдеггера и А.Ф. Лосева // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19, вып. 3. С. 59-67.
  • Мироненко В.И. Апофатическая проекция человека: истоки и пути преодоления // Вестник Омского университета. 2014. № 1 (71). С. 14-16.
  • Мироненко В.И. Апофатическая проекция человека: истоки и пути преодоления // Вестник Омского университета. 2014. № 1 (71). С. 16.
Еще
Статья научная