«Аванград»: волгоградский перестроечный и постсоветский перформанс (1986-2005)

Автор: Вальковский Антон Васильевич

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Обзоры

Статья в выпуске: 3 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья представляет собой попытку системной реконструкции истории волгоградского перфор- манса, выявления линий преемственности и взаимовлияний, роли крупных художественных фе- стивалей в появлении новых генераций художников, а также описания всей вариативности про- цессуальных художественных практик в Волгограде в течение 1986-2005 гг. Подытоживая обзор волгоградского перформанса двух десятилетий (с середины 1980-х до середины 2000-х гг.), автор отмечает, что он не представлял собой какого-то последовательного движения или систематиче- ского процесса, а также не был институционализирован из-за отсутствия системы коммерческих галерей, инспирировавших художественный процесс в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенное затухание Квадрата как социокультурного образования и места притяжения художников, лока- лизованного в самом центре города, вызвало постепенное центробежное движение в сторону пе- риферийных, необжитых, заброшенных пространств и мест паломничества (кладбище кораблей, Краснослободская коса, Морятник), что также было связано с их романтизацией, эстетизацией, определенной закрытостью. Тем не менее, на протяжении всего рассматриваемого периода можно выделить ряд общих тенденций: стремление художников к театрализации, карнавальности, спек- такулярности, а также стихийному и импровизационному действию.

Еще

Фестиваль, фестивальное движение, волгоград, авангард, современное искусство, перформанс, хэппенинг, акционизм

Короткий адрес: https://sciup.org/140210376

IDR: 140210376   |   DOI: 10.12737/21282

Статья обзорная