Авторский код Джейн Остен: когнитивный аспект
Автор: Костыря Ална Владимировна
Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal
Рубрика: Общее языкознание
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
Предметом исследования в данной статье являются нарративные особенности романов Джейн Остен и сущностные черты её идиостиля. Систему отличающих Д. Остен способов употребления языка мы рассматриваем как стилистический код повествования, или нарратива. Нами будут рассмотрены нарративные особенности и лингвостилистические средства, посредством которых Д. Остен осмысляет и упорядочивает реальность в своих романах. Деление нарратива на две основные группы позволяет структурировать современные представления критиков и исследователей об авторском стиле писательницы, а также вывести две ключевые особенности её романов: объективность представления событий и театральность, сходство с драматическими произведениями. Выводы, представленные в статье, связаны с перспективами «остиноведения», поскольку анализ критического дискурса показал, что только когнитивное осмысление творческого наследия Остен позволит в дальнейшем более полно раскрыть истинный потенциал и интенции авторского сознания. В частности, приводится анализ нарратива Д. Остен в русле зарубежных исследований когнитивной поэтики и теории разума. Впервые в отечественных исследованиях Д. Остен, освещается феномен «вложенного сознания» и интерсубъективности в рамках интерпретации её романов, констатируется псевдореализм и псевдонравоучение в качестве сущностных характеристик её творческого письма. Один из итогов работы - обоснование ввода терминов «код», «схема», «алгоритм» для раскрытия когнитивно-семиотического потенциала романов Джейн Остен.
Нарратив, лингвостилистические инструменты, когнитивные исследования, когнитивная поэтика, джейн остен
Короткий адрес: https://sciup.org/147229893
IDR: 147229893
Список литературы Авторский код Джейн Остен: когнитивный аспект
- Гениева Е. Ю. Вступительная статья. Джейн Остен. Малое собрание сочинений. Санкт-Петербург: Азбука, 2014. 860 с.
- Демурова Н. М. Михальская Н. П. Комментарии к роману «Мэнсфилд-парк». URL: https://www.apropospage.ru/lib/osten/m_park/m_prim.html (дата обращения: 02.07.2019).
- Жутовская Н. М., Александрова Е. Е. Черты нравоописательной литературы в романе Джейн Остин «Разум и чувства» // Царскосельские чтения. 2015. № XIX. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/cherty-nravoopisatelnoy-literatury-v-romane-dzheyn-ostin-razum-i-chuvstva (дата обращения: 31.05.2019).
- Зинченко Н. С. Дискурсивная ирония в диалогах персонажей (на материале романа Дж. Остен «Гордость и предубеждение») // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки», № 1. 2016. URL: http://www.apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1035 (дата обращения: 07.05.2019).
- Палий А. А. Несобственно-прямая речь в романах Джейн Остин как одно из проявлений её стилистического новаторства // Омский научный вестник, № 5, 2011. С. 136-138.
- Палий A. A. О значении творчества Джейн Остин // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-tvorchestva-dzheyn-ostin (дата обращения: 02.06.2019).
- Повзун Е. В. Черты романтизма и реализма в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» (1813) // Вестник Белорусского государственного университета, 2006. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/39914 (дата обращения: 18.04.2019).
- Руберт И. Б., Тимралиева Ю. Г. Поэтический язык как объект лингвистических исследований // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 3 (105). С. 95-100.
- Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика тридцать лет спустя // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 3. С. 465 - 480.
- Bonaparte F. "Conjecturing possibilities: reading and misreading texts in Jane Austen's 'Pride and prejudice'" The Johns Hopkins University Press Studies in the Novel, vol. 37, no. 2, 2005. Р. 141-161.
- Butte G. I Know that You Know that I Know: Narrating Subjects from "Moll Flanders to Marnie". Columbus: Ohio State University Press, 2004. 270 p.
- Copeland E. McMaster J. The Cambridge Companion to Jane Austen. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 302 p.
- Gay P. Jane Austen and the Theatre. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 201 р.
- Jones W. Jane on the Brain: Exploring the Science of Social Intelligence with Jane Austen. New York: Pegasus Books Ltd, 2017. 391 p.
- Lau B. Jane Austen and Sciences of the Mind. London: Imprint Routledge, 2017. 248 p.
- Morini M. Jane Austen's narrative techniques. A stylistic and pragmatic analysis. Cornwall: MPG Books Ltd, 2009. 172 p.
- Moses C. Jane Austen and Elizabeth Bennet: The Limits of Irony // Persuasions (The Jane Austen Journal). 2003. No. 25. P. 155-164.
- Nelles W. Jane's Brains: Austen and Cognitive Theory // Interdisciplinary Literary Studies. University Park: Penn State University Press, 2014. P. 6-29.
- Phillips N. Distraction as Liveliness of Mind: A Cognitive Approach to Characterization in Jane Austen. 2011. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/8aca/bba786ae8f09fba7789088d7b9f3c800eda6.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
- Richardson A. The Neural Sublime: Cognitive Theories and Romantic Texts. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2010. 179 p.
- Smith Karah L. Cognitive embodiment and mind reading in Jane Austen's Persuasion // Inquiriesjournal, 2017, Vol. 9 No. 10. URL: http://www.inquiriesjournal.com/articles/1676/cognitive-embodiment-and-mind-reading-in-jane-austens-persuasion (дата обращения: 05.08.2019).
- Suk Young Chwe M. Jane Austen, Game Theorist. Princeton: Princeton University Press, 2013. 272 p.
- Waldron M. Jane Austen and the fiction of her time. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 204 p.
- Woudenberg F. The Business of Marriage: Metaphors in Jane Austen's Pride and Prejudice. URL: dspace.library.uu.nl (дата обращения: 10.12.2019).
- Zunshine L. Why Jane Austen was different, and why we may need cognitive science to see it // University of Kentucky. Style. 2007, Volume 41, № 3. URL: http://www.sscnet.ucla.edu/polisci/faculty/chwe/austen/zunshine2007.pdf (дата обращения: 05.08.2019).
- Zunshine L. Why we read fiction: theory of mind and the novel.Columbus: The Ohio State University, 2006. 198 p.