Балет "Хрустальный дворец" Дж. Баланчина и музыкальный спектакль "Хрустальный дворец" Е. Мироновой как проявление концепций метафорического мышления
Автор: Портнова Татьяна Васильевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 9, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу двух авторских концепций, заложенных в названии сценических произведений - балете Дж. Баланчина и музыкальном спектакле Е. Мироновой, имеющих одно название «Хрустальный дворец», но являющихся выражением разного «художественно-архитектурного» смысла. Автор статьи трактует концепцию каждого постановщика как синтезирующее ядро в междисциплинарном жанровом синтезе театрального произведения. Интеграционные взаимодействия раскрываются в статье по различным взаимосвязанным направлениям: содержательному, сценографическому и образнометафорическому. С позиций интегрального синтеза, включающего индивидуальный язык балетмейстера, режиссера и художника-постановщика, рассматривается также историко-культурный контекст, оказавший влияние на создание художественного образа «Хрустального дворца». В искусстве XX-XXI вв. значимой оказалась динамика соотношения традиционного и инновационного, скорее не их взаимопроникновение, а сосуществование. Для Дж. Баланчина это период становления балетмейстера, поиска его индивидуального языка, время, когда он работает над рядом хореографических композиций и активно экспериментирует. Е. Миронова находит ту особую грань, когда традиция в своих классических формах дает импульс для новых поисков и открытий. В целом, архитектурно-сценический синтез в каждой интерпретации базируется на метафорическом мышлении.
"хрустальный дворец", балет, музыкальный спектакль, архитектурно-сценический синтез, авторский язык, метафорическая образность
Короткий адрес: https://sciup.org/149141000
IDR: 149141000 | DOI: 10.24158/fik.2022.9.25
Список литературы Балет "Хрустальный дворец" Дж. Баланчина и музыкальный спектакль "Хрустальный дворец" Е. Мироновой как проявление концепций метафорического мышления
- Жуковец О.Ю. Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология. 2008. № 2 (8). С. 92-96.
- Чухань Л. Джордж Баланчин и его роль в развитии хореографического искусства ХХ века // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2021. T. 10. No 7. С. 906-911.