Буддийско-даосский синкретизм в школе «парного сокровенного» и медитация «чистоты и покоя»

Бесплатный доступ

Исследование посвящено основным идеям, текстам и формам практики синкретического даосского направления Чунсюань-пай – «парного сокровенного», получившего развитие в VII–X вв. Из буддизма оно заимствовало ряд логических построений Мадхьямики, в том числе систему четырехуровневого диалектического отрицания, а также идею абсолютного «опустошения сознания» для преодоления привязанностей как в миру, так и к любым ментальным концепциям. Частично эти идеи нашли отражение в особой даосско-буддийской медитативной традиции, ярким примером которой стал «Канон чистоты и покоя» (Цинцзин цзин) (приводится в авторском переводе). Несмотря на вполне традиционную структуру, тематическую связь с «Дао дэ цзином» и наставления, приписываемые Лао-цзюню, этот текст обращает особе внимание на технику «внутреннего взора» (нэй гуань), которая также тяготеет к буддийской практике вишашьяны и призвана устранить бинарные оппозиции («чистое – загрязненное», «движение – покой») в сознании практикующего. «Канон чистоты и покоя» и сегодня высоко почитается в даосских школах центрального Китая. Медиативная практика на его основе заключена в поэтапном прохождении «взирания внутрь», «взирания вовне», «взирания вдаль» и «прозрения пустоты». Высший этап «опустошения пустоты» приводит к деактуалитзации «эго» и обрыву всех связей с миром. Таким образом, экзегетическая идея «двойного сокровенного» реализуется как одна из форм практики в даосизме при влиянии буддийских идей.

Еще

Китай, религия, культура, даосизм, буддизм, «парное сокровенное», Чунсюань, «Канон чистоты и покоя», сюаньсюэ, медитация, логика

Короткий адрес: https://sciup.org/147220279

IDR: 147220279   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-4-91-108

Список литературы Буддийско-даосский синкретизм в школе «парного сокровенного» и медитация «чистоты и покоя»

  • Маслов А. А. Трансформативная посвятительная традиция в даосизме и концепция сяня // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 4: Востоковедение. С. 9–24.
  • Маслов А. А. Эр ди («Две истины») // Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. С. 512–513.
  • Ло Чжуншу. Лунь чэн сюаньинь чуансюэ фанфа [罗中枢。论成玄英的重玄方法 //哲学研究]. О методе двойного сокровенного Чэн Сюаньина // Чжэсюэ яньцзю. 2010. № 9. С. 63–69 (на кит. яз.)
  • Наньхуа чжэньцзин чжушу [南華真經註疏 / 郭象注,成玄英疏,曹礎基等点校]. Истинный канон Южного цветка / С коммент. Го Сяна, Чэн Сюаньина, Цао Чуцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1998. В 2-х т. 629 с. (на кит. яз.)
  • Чжунго даоцзяо ши [中国道教史 / 卿希泰主编]. История даосизма в Китае: в 4-х т. / Под ред. Цин Ситая. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 1996. 2940 с. (на кит. яз.)
  • Чэн Сюаньин. Дао дэ цзин кайти сюйцзюэ ишу [成玄英。道德經開題序訣義疏 // 經子叢書 / 嚴靈峰]. Комментарии, разъясняющие смысл Дао дэ цзина // Цзинцзы цуншу [Коллекция канонов] / Под ред. Янь Линфэна. Тайбэй: Нантянь шуцзюй, 2018. Т. 6. С. 239–728 (на кит. яз.).
  • Шэнь Чжуншу, Цинь Вэйган. Лючао линбаоцзинчжундэ гэ сяньгун [神塚淑、欽偉剛。 六朝靈寶經中的葛仙公 // 宗敎學硏究]. Гэ Сяньгун в канонах Школы Линбао периода Шести династий // Цзунцзяосюэ яньцзю [Изучение религий]. 2007. № 3. С. 1–9; № 4. С. 2–11 (на кит. яз.)
  • Assandri F. The Yijing and Chongxuan Xue: An Onto-Hermeneutic Perspective // Journal of Chinese Philosophy. 2011. Vol. 38, № 3. P. 397–411.
  • Assandri F. Understanding Double Mystery: Daoism in Early Tang as mirrored in the FDLH (T 2104) and Chongxuanxue // Journal of Chinese Philosophy. 2005. Vol. 32, № 3. P. 427–440.
  • Campany R. F. Two Religious Thinkers of the Early Eastern Jin: Gan Bao and Ge Hong in multiple contexts // Asia Major (third series). 2005. Vol. 18, № 1. P. 175–224.
  • Chan A. K. L. A Tale of Two Commentaries: Ho-shang-kung and Wang Pi on the Lao-tzu // Lao-Tzu and the Tao-Te-Ching / ed. by L. Kohn, M. LaFargue. Albany: SANY Press, 1998. P. 89–117.
  • Kohn L. Qingjing jing 清靜經 Scripture of Clarity and Quiescence // The Encyclopedia of Taoism / ed. by F. Pregadio. London and New York: Routledge, 2007. Vol. 2. P. 800–801.
  • Kohn L. Taoist Mystical Philosophy: The Scripture of Western Ascension. Albany: SUNY Press, 1991. 345 p. (SUNY Series in Chinese Philosophy and Culture).
  • Komjathy L. Daoist Texts in Translation (e-book). Published by Center for Daoist Studies, 2004. 56 p.
  • Miura Kunio. Qingjing 清靜 Clarity and Quiescence // The Encyclopedia of Taoism / Ed. by F. Pregadio. London and New York: Routledge, 2007. Vol. 2. P. 799–800.
  • Ozkan Cuma. A comparative analysis: Buddhist Madhyamaka and Daoist Chongxuan (twofold mystery) in the early Tang (618–720). MA (Master of Arts) thesis. University of Iowa, 2013. 63 p. DOI 10.17077/etd.o9rxrm2t
  • Pas J. F., in cooperation with Man Kam Leung. Historical Dictionary of Taoism. Lanham, MD: The Scarecrow Press, 1998. xliii, 414 p.
  • Robinson R. H. Some Logical Aspects of Nagarjuna's System // Philosophy East and West, 1957. Vol. 6, № 4. P. 291–308. DOI 10.2307/1397476
  • Sharf R. Coming to Terms with Chinese Buddhism: a reading of the Treasure Store Treaties. Honolulu: University of Hawaii Press, 2005. 416 p. (Studies in East Asian Buddhism).
  • Tang Yijie. Cheng Xuanying and the Study of the Twofold Mystery // Taoism / Ed. by Mou Zhongjian, trans. by Pan Junliang, S. Normand. Boston: Brill, 2012. P. 149–175.
Еще
Статья научная