Чеховская комедия нового типа в свете теории предрасположенностей

Автор: Зубарева Вера

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теоретические проблемы

Статья в выпуске: 3 (30), 2014 года.

Бесплатный доступ

В данной статье Вера Зубарева дает определение категории драматического (не путать с драматургическим) с позиций общей теории систем (основатель Людвиг фон Берталанфи) и теории предрасположенностей (основатель Арон Каценелинбойген). В. Зубарева относит произведения литературы и искусства к индетерминистским системам и прилагает к ним методологию, выработанную последователями Берталланфи. Исходя из того, что в основе каждой системы лежит потенциал, она говорит о том, что потенциалом художественного произведения можно считать потенциал его героев. Категорию драматического она связывает с мерой силы и богатства потенциала героя. В традиционной комедии потенциал героев слабый, что и сказывается на их способности влиять на свое окружение и развиваться. Категория комического не связана со смешным, но может с ним сочетаться. Вслед за Бальзаком Чехов сделал акцент на квази-сильном потенциале своих героев, отметив в своих письмах, что сильные единичные характеристики героев включены в слабое целое. Чеховская комедия нового типа базируется на таком потенциале. По сути, это квази-драма.

Еще

Комедия нового типа, теория предрасположенностей, категория драматического, категория комического, потенциал квазидраматический, квазидрама, агрегат, система, общая теория систем

Короткий адрес: https://sciup.org/14914456

IDR: 14914456

Список литературы Чеховская комедия нового типа в свете теории предрасположенностей

  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М., 1974-1983. Сочинения. Т. 13. С. 61
  • Grawe Paul H. Comedy in Space, Time, and the Imagination Nelson-Hall. Chicago, 1983. P. 11
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. Т. 13. С. 147
  • Станиславский К.С. А.П. Чехов в художественном театре//А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 394
  • Андреев М.Л. Комедия в драме Чехова//Вопросы литературы. 2008. № 3. С. 120
  • Plautus. Amphitruo/Translated by J.H. Mantinband//Amphitryon: three plays in new verse translations. Chapel Hill, 1974. P. 208
  • Аристотель. Поэтика/Пер. с др.-греч. М.Л. Гаспарова//Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4/Общ. ред. А.И. Доватура. М., 1983. С. 653
  • Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику//Веселовский А.Н. Избранное. Историческая поэтика/Сост., вступ. ст., коммент. И.О. Шайтанова. М., 2006. C. 66
  • Зубарева В. Перечитывая А. Веселовского в XXI веке//Вопросы литературы. 2013. № 5. С. 68
  • Bertalanffy Ludwig von. General System Theory: Foundations, Development, Applications. New York, 1976
  • Senderovich S. The Cherry Orchard: Chekhov's Last Testament//Russian Literature, North-Holland. 1994. № 35. P. 223-242
  • Андреев М.Л. Указ. соч. С. 126
  • Morson G.S. «Uncle Vanja» as Prosaic Metadrama//Reading Chekhov's Text. Evanston, 1995. P. 58-71
  • Ермилов В. А.П. Чехов. М., 1959
  • Senelick L. Anton Chekhov. New York, 1985
  • Фадеева Н.И. Новаторство драматургии А.П. Чехова. Тверь, 1991
  • Lucas F. The Drama of Chekhov. London, 1963
  • Аристотель. Поэтика/Пер., введ. и примеч. Н.И. Новосадского. Л., 1927. С. 46
  • Encyclopedia of Aesthetics: In 4 volumes/Ed. by M. Kelly. Vol. 1. New York, 1998. P. 402
  • Бергсон А. Смех. М., 1992
  • Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 5. М., 1966
  • Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 1997
  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990
  • Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1999
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986
  • Olson E. The Theory of Comedy. Indiana, 1968. P. 23
  • Bowie A.M. Aristophanes: Myth, Ritual, and Comedy. Cambridge, 1993. P. 15
  • Herrick Marvin T. Tragicomedy: Its Origin and Development in Italy, France, and England. Urbana, 1962
  • Simon R.K. The Labyrinth of the Comic: Theory and Practice from Fielding to Freud. Florida, 1985. P. 12-13
  • Grawe Paul H. Op. cit. P. 5
  • Katsenelinboigen А. Indeterministic Economics. New York, 1992
  • Ulea V. (Zubarev V.) A Concept of Dramatic Genre and the Comedy of a New Type. Chess, Literature, and Film. Carbondale, 2002. P. 16-17
  • Тюпа В.И. Комическое//Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 99
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма. Т. 3. С. 272
  • Ackoff R. Creating the Corporate Future. New York, 1981. P. 45
  • Katsenelinboigen A. Indeterministic Economics. New York, 1992. P. 33-35
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. Т. 13. С. 70
  • Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии//Берковский Н.Я. Литература и театр. Статьи разных лет. М., 1969. С. 153
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. Т. 7. С. 374
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма. Т. 3. С. 116
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. Т. 12. С. 54
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма. Т. 3. С. 110
  • Zubarev V. A Systems Approach to Literature: Mythopoetics of Chekhov's Four Major Plays. Santa Barbara, 1997. P. 101
  • Бальзак О. Отец Горио//Бальзак О. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 3. М., 1952. C. 81
  • Зубарева В. Чехов -основатель комедии нового типа//Вопросы литературы. 2011. № 4. С. 92-123
  • Станиславский К.С. Указ. соч. С. 394
Еще
Статья научная