Человек деятельностный: теория культуры Э.С. Маркаряна в интеллектуальных и культурных контекстах XX-XXI века

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка применения деятельностной модели культуры Э.С. Маркаряна к анализу субъекта деятельности - человека. В центре анализа находится один из возможных модусов сознания - триада «эстезис - экзистенция - семиозис». Автор приходит к выводу, что наиболее значимой характеристикой субъекта современной массовой культуры является распад этой триады, необходимой для нормального функционирования социокультурной системы и культурогенеза. В результате каждая из трех составляющих оказывается изолированной от других, не переставая функционировать, но функционировать в аномальном, частичном режиме, получая гипертрофированное выражение и смыкаясь в некоторых случаях с социальной девиацией. Наиболее радикально в случае распада триады изменяется семиозис - происходит его деформация, деструкция, или распад.

Еще

Эстезис, семиозис, экзистенция, человеческая деятельность

Короткий адрес: https://sciup.org/14490383

IDR: 14490383

Список литературы Человек деятельностный: теория культуры Э.С. Маркаряна в интеллектуальных и культурных контекстах XX-XXI века

  • Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни/пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. -438 с.
  • Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях/Российская академия наук, Ин-т философии. -Москва: ИФ РАН, 2009. -212 с.
  • Ваттимо Дж. Прозрачное общество/. -Москва: Логос, 2003. -124 с.
  • Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. -Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. -176 с.
  • Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: Опыт построения современной онтологии//Избранные труды: . Том II. Теоретические проблемы философии. -Санкт-Петербург: Петрополис, 2006. -С. 501-521.
  • Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме/пер. с фр. В.В. Кузнецова. -Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2001. -331 с.
  • Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке/под общей ред. Ю.П. Сенокосова; . -Москва: Языки русской культуры: Кошелев, 1997. -217 с.
  • Маркарян Э. С. Теория культуры в системе общественных наук//Альманах Научно-образовательного культурологического общества России «Мир культуры и культурология». Вып. IV. Материалы III Санкт-Петербургского международного культурного форума -2014. -Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена, 2014. -С. 95-107.
  • Маффесоли М. Околдованность мира, или Божественное социальное/перевод с французского И.И. Звонаревой//СОЦИО-ЛОГОС. -Москва: Прогресс, 1991. -С. 274-283.
  • Рябов А., Кондрашов П. Эстетизация безобразного. Экспликация социально-антропологических оснований/российское философское общество. -Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2012. -148 с.
  • Сорокин П. А. Социокультурная динамика//Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ./общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. -Москва: Политиздат, 1992. -С. 425 504.
  • Хайдеггер М. Вопрос о технике//Время и бытие. -Москва: Республика, 1993. -С.221-238.
  • Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи/пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исследования постиндустриального общества, журнал «Свободная мысль -XXI». -Москва: Культурная революция, 2006. -508 с.
  • Danto A. Beyond the Brillo Box: The Visual Arts in Post-Historical perspective. Farrar, Straus & Giroux, 1992.
  • Danto A. The art World. The Journal of Philosophy. -1964. -Vol. 61, Issue 19, American Philosophical Association Eastern Division Sixty-First Annual Meeting (Oct. 15, 1964). -Pp. 571-584. -URL: http://faculty.georgetown.edu/irvinem/visualarts/Dan-to-Artworld.pdf
Еще
Статья научная