Диалог музыки и литературы в творчестве Олдоса Хаксли
Автор: Рабинович Валерий Самуилович, Бабкина Мария Игоревна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 т.9, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается «музыкальная» символика в творчестве Олдоса Хаксли в контексте авторского образа мира в его эволюции. «Музыкальное» в произведениях Олдоса Хаксли проявлялось как в наличии многочисленных музыкальных отсылок, аллюзий, прямых описаний звучания музыки (по модели экфрасиса), так и в организации текста романа Хаксли «Контрапункт» (1928) по модели музыкального контрапункта. Особую символическую роль в творчестве Хаксли играла музыка Моцарта (квинтет g-moll), Бетховена («Missa Solemnis», квартет a-moll) и Баха (сюита b-moll, Четвертый Бранденбургский концерт). В раннем творчестве писателя эти музыкальные произведения символизируют возможную альтернативу вселенскому хаосу и абсолютной экзистенциальной неопределенности, и в этом качестве моцартовский квинтет g-moll выполняет важную смыслообразующую функцию в «Шутовском хороводе» (1923) Хаксли, перерастая через сложное взаимопереплетение смыслов и ассоциаций в универсальное обобщение о человеке. Сюжет «Контрапункта» (1928) во многом организован движением от баховской музыки в начале романа к музыке Бетховена в конце. В позднем творчестве Хаксли, в частности, в его последнем утопическом романе «Остров» (1962), роль музыки Баха, а именно Четвертого Бранденбургского концерта, оказывается более амбивалентной. Эта музыка здесь одновременно и символ высшего совершенства, и фон для «Вселенского Ужаса», и даже начало, благословляющее этот «Вселенский Ужас» именем культуры (марш насекомых под аккомпанемент Четвертого Бранденбургского концерта). Примечательно, что и в письмах Хаксли рассматриваемые в статье образцы музыкальной классики упоминаются в родственных смыслах.
Хаксли, музыка, контрапункт, символика, организация текста, бах, бетховен, моцарт
Короткий адрес: https://sciup.org/14729515
IDR: 14729515 | DOI: 10.17072/2037-6681-2017-2-90-96
Список литературы Диалог музыки и литературы в творчестве Олдоса Хаксли
- Дьяконова Н. Я. Музыка в романе Олдоса Хаксли//Литература и музыка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 176-194
- Малышева Е. В. Контрапункт как прием организации текста антиутопии//Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 1, т. 7. С. 137-143
- Рабинович В. С. Олдос Хаксли: эволюция творчества. Екатеринбург, 2001. 448 с
- Фалалеева С. С. Музыка в романах О. Хаксли 1920-х гг.//Мировая литература в контексте культуры. 2009. № 4. С. 267-269
- Хаксли О. Остров: роман/пер. с англ. С. Шик. СПб.: Академический проект, 2000. 360 с
- Хаксли О. Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы/пер. с англ. И. Романовича (Контрапункт); О. Сороки (О дивный новый мир); И. Русецкого (Обезьяна и сущность). М.: АСТ, 2009. 986 с
- Хаксли О. Шутовской хоровод: роман/пер. с англ. И. Романовича. М.: Гослитиздат, 1936. 328 с
- Aldous Huxley (1894-1963). A Memorial Volume. L.: Chatto & Windus, 1965. 176 p
- Blom E. The Musician in Aldous Huxley//Ches-terian. 1936. № 17. P. 37-45
- Bowen Z. Allusions to Musical Works in "Point Counter Point"//Studies in the Novel. 1977. № 9. P. 490-508
- Diakonova N. Aldous Huxley and the Traditions of English Novel//Ученые записки Тартуского университета. Вып. 480. Серия «Литературоведение». Сб. «Проблемы реализма и романтизма в американской литературе XIX и XX веков». Тарту, 1979. P. 3-18
- Huxley A. On Art and Artists. N. Y.; L.: Chatto & Windus, 1949. 300 p
- Huxley A. The World of Light//Huxley A. Verses and Comedy. L.: Chatto and Windus, 1946. P. 141-246
- Kolek L. Music in Structure Presentation of Huxley's Experiment in "Musicalization of Fiction"//Zagadnienia Rodzajow Literackich. 1972. № 14. P. 111-122
- Krishnan B. Aspects of Literature Technique and Guest in Aldous Huxley's Major Novels. Uppsala. Stokholm: Almqvist & Wiksell International, 1977. 181 p
- Letters of Aldous Huxley. L.: Grover Smth, 1969. 995 p