Динозавры - персонажи кинематографа как отражение трансформации отношений между наукой и обществом

Автор: Чеботарева Елена Эдуардовна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Нормативные порядки в кинематографе

Статья в выпуске: 1 т.22, 2023 года.

Бесплатный доступ

Автор исследует социальную и культурную нагрузку динозавров как популярных кинематографических персонажей. В статье показывается, как эти животные постепенно становятся героями массовой культуры: выходят из профильных палеонтологических исследований в широкое символическое пространство, визуализируются, развиваются в анимации и мультипликации. Автор проводит краткий обзор мультсериалов и кинокартин с динозаврами с первого короткометражного фильма 1914 г. до наших дней, рассматривая изменение ролей, которые отводились древним ящерам. Анализируется изменение семантической нагрузки динозавров-киногероев в контексте происходящих событий, ценностных трансформаций и отношений между наукой и обществом. Для понимания этой связи автор обращается в первую очередь к идеям Светланы Бойм и Марио Рикка. Отталкиваясь от идей Бойм, автор рассматривает динозавров как «идеальных животных для ностальгии» и обнаруживает, что благодаря своим уникальным характеристикам доисторическая эпоха и ее жители - динозавры образуют единую и мирную человеческую праисторию, наполненную ценностями дружбы, сотрудничества и любви при подпитке соответствующими кинематографическими сюжетами. Таким образом биология с ее ключевой идеей эволюции и борьбы видов за выживание в контексте динозаврической фильмографии превращается в историю с ее победами, борьбой и драматической волей случая. Отталкиваясь от идей Рикка, автор рассматривает динозавров в контексте культурной истории животных, которых человек превращает в метафорические иконы нравственных чувств и поведенческих привычек; проводится параллель между средневековыми бестиариями и современными презентациями древних ящеров. Кроме того, динозаврические персонажи структурируются как семантические фигуры, парадоксально объединяющие прошлое, настоящее и будущее человечества, доисторическую эпоху и технологический прогресс. В заключении автор обращается к оптике глобальных научных и культурных трендов - глобальному эволюционизму и постгуманизму.

Еще

Динозавры, вымершие животные в культуре, кинематограф, динозаврическая фильмография, бестиарий, философия науки

Короткий адрес: https://sciup.org/149142552

IDR: 149142552   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.1.6

Список литературы Динозавры - персонажи кинематографа как отражение трансформации отношений между наукой и обществом

  • Бойм web - Бойм С. Будущее ностальгии // https://polit.ru/article/2019/08/11/ps_boym.
  • Фесенкова (ред.) 1994 - Фесенкова Л.В. (ред.). Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М.: ИФ РАН, 1994.
  • Bakker 1968 - Bakker R.T. The Superiority of Dinosaurs // Discovery. 1968. Vol. 3, № 2. P. 11-22.
  • Canemaker 2005 - Canemaker J. Winsor McCay: His Life and Art. N. Y.: Harry N. Abrams, 2005. P. 176.
  • Diehm 2017 - Diehm C. De-Extinction and Deep Questions About Species Conservation // Ethics, Policy and Environment. 2017. Vol. 20 (1). P. 25-28.
  • Fudge 2005 - Fudge E. Figuring Animals: Essays on Animal Images in Art, Literature, Philosophy, and Popular Culture. N. Y.; L.: Palgrave, 2005.
  • Ghiselin 1974 - Ghiselin M.T. A Radical Solution to the Species Problem // Systematic Zoology. 1974. Vol. 23, no. 4. P. 536-544.
  • Glut, Brett-Surman 1997 - Glut D.F., Brett-Surman M.K. Dinosaurs and the Media // The Complete Dinosaur. Bloomington (IN): Indiana University Press, 1997. P. 675-706.
  • Keeling, Lehman web - Keeling D., Lehman M. Posthumanism // Oxford Research Encyclopedia of Communication.
  • Ricca 2018 - Ricca М. Ironic Animals: Bestiaries, Moral Harmonies, and the ‘Ridiculous' Source of Natural Rights // International Journal for the Semiotics of Law - Revue Internationale de Sйmiotique Juridique. 2018. Vol. 31 (3). P. 595-620.
Еще
Статья научная