Дистанционное обучение: проблемы мотивации
Бесплатный доступ
Актуальность исследования проблем дистанционного обучения, в числе которых одной из важнейших является мотивация, связана с количественной (расширение охвата) и качественной трансформацией дистанта, в котором всё шире, но чаще всего без должного педагогического контроля и методик применяются цифровые технологии и искусственный интеллект. Задача выявления, систематизации, понимания и решения проблем мотивации в дистанте после пандемии вышла на одно из первых мест среди проблем современного образования. Целью исследования является выработка ответа на вызовы цифровой трансформации, которая искажает традиционную учебную мотивацию, когда приростом технических, операционных и коммуникационных возможностей не обеспечивается сопоставимый прирост качества обучения и образования. Выделены преимущества электронного (дистанционного) обучения, определено их позитивное и негативное влияние на мотивацию обучающихся. Сделан вывод о том, что, количественно расширяя потенциал образовательного процесса, качественно дистанционное обучение его сужает. В то же время именно в условиях дистанта максимально ярко проявляется специфика мотивации студентов к обучению, проявляются проблемы управления ею, требующие решения в совокупности с общими вопросами цифровой трансформации и использования искусственного интеллекта в образовании.
Дистанционное обучение, мотивация, образовательный процесс, электронное обучение
Короткий адрес: https://sciup.org/148331580
IDR: 148331580 | DOI: 10.18137/RNU.V925X.25.03.P.025
Текст научной статьи Дистанционное обучение: проблемы мотивации
Многочисленные конкурирующие друг с другом системы электронного обучения (Moodle и др.), формируя сложные системы задач, формируя навыки и умения, вряд ли также формируют глубокое осознание изученного, равно как и осознание его ценности.
Систематизируем неоднократно ранее называвшиеся в литературе [1, c . 29] в разном контексте главные и типичные проблемы мотивации в онлайн-обучении.
Во-первых, в дистанте отсутствует внешний контроль и непосредственная поддержка преподавателя. Студент чаще всего остается один на один с обучающим контентом, без «живой» поддержки и контроля преподавателя, равно как и без живого общения с сокурсниками. Отсутствие контроля и изоляция неизбежно снижают ответственность и вовлеченность, притупляют конкуренцию.
Во-вторых, для дистанта характерно ослабление, а нередко и отсутствие самоорганизации. Социологические исследования показывают, что необходимость самостоятельно планировать учебный процесс и контролировать сроки выполнения задачи становится серьезным испытанием для значительной части студентов, обучающихся удаленно. Отсутствие личного контакта, графика посещений и традиционной формы промежуточной аттестации ослабляет дисциплину, формирует привычку откладывать задания на потом.
В-третьих, в домашней обстановке, в условиях доступа к социальным сетям, а также развлечениям действует совокуп- ность отвлекающих факторов, что не может не снижать концентрацию.
В-четвертых, с падением мотивации может проявиться синдром отстающего с последующим эмоциональным выгоранием. В этой ситуации студент может отстать так, что будет сложно вернуться в график учебного процесса. Кроме того, онлайн-обучение добавляет время пребывания за компьютером, которое, помимо негативного физиологического влияния [2, c . 121], ограничивает социальные контакты и ведет к эмоциональному выгоранию.
Нельзя не учесть замечание А.С. Афанасьевой о том, что не только мотивация влияет на деятельность, но и деятельность, включая условия ее реализации, активно детерминирует учебную мотивацию. Это влияние прослеживается как на аналитическом (конкретные мотивы), так и на структурном (общем) уровне организации мотивации [3, c . 116]. Отсюда следует, что мотивацию, как и проблемы с ней связанные, следует рассматривать во взаимосвязи.
В то же время основной проблемой следует признать слабую внутреннюю мотивацию . Далеко не все современные студенты имеют четкую устойчивую личную цель, формально воспринимая обучение, что тормозит учебный интерес. Часть студентов ограничены в возможности коммуникации и обратной связи, испытывают дефицит живого общения и обратной связи от преподавателей и коллег, что искажает ощущение вовлеченности и принадлежности к образовательному сообществу, которое в данном случае существует лишь
Дистанционное обучение: проблемы мотивации
виртуально. Как отмечают Н.Б. Милявская и В.В. Филиппова, мотивация формируется по мере осознания важности изучаемого материала, ценности для решения практических или повседневных задач [4, c . 17], однако такое осознание возможно лишь при наличии мотивации, что формирует замкнутый круг.
В меньшей степени современным студентам мешают непривычность виртуального формата и технические трудности. Для некоторых студентов дистанционный формат и работа с цифровыми платформами оказываются непривычными. Это вызывает дополнительный стресс и снижает мотивацию.
Ключевым условием дистанционного обучения является отсутствие жесткой привязки к аудитории – и как к определенной локации, и как к коллективу (и профессорско-преподавательскому, и студенческому), что, с одной стороны, расширяет потенциал образовательного процесса, но с другой – сужает его. Именно в условиях дистанта наиболее ярко проявляется специфика мотивации студентов к обучению и проблемы управления ей.
В числе факторов, оказывающих влияние на студенческую мотивацию в дистанционном обучении, доминируют негативные, то есть ослабляющие. Прежде всего, это отсутствие непосредственного общения обучающих и обучающихся , что прерывает реальную обратную связь, хотя формально в данном случае изменяется на виртуальный лишь формат, в рамках которого снижается потенциал открытого диалога. В этом смысле исследование мотивации обучающихся (как и обучаемых, на которых обращается существенно меньшее внимание) в условиях дистанта остается базовым фактором обеспечения эффективности и в целом успеха обучения.
В настоящем исследовании автор исходит из того, что учебная мотивация сту- дента базируется в равной пропорции на личной ценностной парадигме и прогнозе (ожидании) результата от получаемого образования, которое в данном случае рассматривается как долгосрочная инвестиция. Такой подход стимулирует самодисциплину, стремление к успеху, конкуренции, формируя комплекс учебных мотиваторов.
В то же время эти процессы в большей степени характерны для студентов с высоким уровнем самостоятельности и ответственности, что предполагает наличие у них четко сформулированных и реально достижимых ожиданий именно от дистан-та, который все же воспринимается не как полноценное образование, а скорее как его вынужденная замена.
Важную роль в данном случае имеют установки абитуриента, сформированные в семье, школе, окружении ещё до поступления в вуз. Если абитуриент осознанно не выбирал специальность, а поступил просто «в институт», чтобы формально получить диплом, или выбор осуществлялся по критерию доступности поступления (низкая оплата и/или баллы ЕГЭ), учебная мотивация будет минимальной.
Для выявления и коррекции мотивации студентов важен, как минимум в первый год обучения, контакт, обратная связь с преподавателями, которые (в идеальной модели учебного процесса), учитывая индивидуальные особенности, строят индивидуальную учебную траекторию, формируя культуру самостоятельной работы как дополнение к аудиторным занятиям. Здесь важны дисциплина и умение искать информацию.
Современная психология в парадигме ценностного подхода оперирует тремя типами ценностей. Так, эндогенные ценности обеспечивают восприятие полезности изучаемого, получения новой информации, теории, концепции в долгосрочной
28 Вестник Российского нового университета
28 Серия: Человек в современном мире. 2025. № 3
профессиональной и карьерной перспективе. Данный тип ценностей предполагает сопряжение изучения и освоения всякой учебной задачи с пониманием её значимости. В свою очередь, экзогенные ценности обеспечивают целевое восприятие задачи, положительной оценки. Оба типа ценностей в совокупности стимулируют мотивацию. Что касается экстернальных ценностей , то для них приоритетен результат [5, c . 65].
Анализируя проблемы мотивации, Ю.В. Стручкова и Т.Г. Корякина сгруппировали факторы на внешние (объективные) – общая организация образовательного процесса – и внутренние (субъективные) – способность студента к самоорганизации, дисциплине и саморегуляции в процессе обучения [6, c . 217]. Данный упрощённый подход не нов, он уже предлагался за рубежом.
Рассматривая проблемы мотивации студентов в условиях дистанта, П.С. и Ю.М. Золотухины ставят вопрос о том, как «более эффективно организовать дистанционное обучение», что нам представляется не вполне корректным. Экономическая сущность понятия эффективность раскрывается через простую формулу достижения максимального результата при минимальных издержках (затратах), с чем никто не спорит. В то же время участники отношений, складывающихся в сфере образования, понимают эффективность каждый по-своему. Вузы, реализуя концепции академического капитализма, стремятся капитализировать знания, процессы, репутацию и всё, что возможно. Часть студентов стремятся эффективно, то есть быстро и с минимальными затратами, получить (любой) диплом. И лишь часть обучающихся и обучающих рассматривают образовательный процесс с позиции развития и приращения профессионального знания у готовых к учению мотивированных субъектов.
Очевидно, что выявление мотивации следует начинать как минимум с абитуриентов, выясняя мотивы их желания поступить на определенную специальность, а заодно и определяя минимально необходимый для этого уровень знаний. Полученные данные позволят уже в вузе (в идеальной модели образовательного процесса) разработать оптимальную для дистанта систему заданий, ориентированную на понимание профессиональной ценности предлагаемых вузом знаний и востребованности избранной специальности для рынка и общества.
Выяснить мотивы поступления студентов на дистант сложнее, чем на очное обучение, что также требует специальных методик. В большинстве исследований изучается мотивация студентов и существенно реже – абитуриентов. В немногочисленных исследованиях называются следующие мотивы:
-
1) перспективы будущей работы и профессии;
-
2) хорошее (престижное) образование;
-
3) нахождение вуза в своём городе (регионе);
-
4) возможность поступления с имеющимися баллами ЕГЭ;
-
5) советы родителей [7, c . 65].
В дистанционном формате чаще всего имеют место первые два мотива, к которым добавляется карьерный мотив, когда диплом необходим для карьерного роста.
В реальных условиях у вузов нет ни потребности, ни задачи системно выявлять мотивацию абитуриентов в целом, а тем более – на дистанте. Вузу необходимо выполнить план приема на бюджетные и платные места, чтобы получить финансирование и иные ресурсы, поддержать рейтинг, и эти мотивации доминируют над всеми иными.
Таким образом, следует рассматривать не просто мотивацию студентов и абиту-
Дистанционное обучение: проблемы мотивации
риентов, а взаимосвязи мотивации (и действия) участников образовательного процесса. В этом смысле обратим внимание на вывод А.С. Афанасьевой о том, что не только мотивация влияет на деятельность, но и последняя, включая условия ее реализации, активно, а нередко и определяюще влияет на мотивационную сферу студента [3, c . 11].
В условиях очного обучения преподаватели и студенты, общаясь лично, могут оценить способности, коммуникативные особенности, формируя при этом целостное представление об уровне знаний и компетенций, предполагая перспективы обучения. В условиях дистанта применяются тесты, которые позволяют выявить лишь формальный результат усвоения учебного материала, но не личностную специфику.
Определение ценности и приоритета учебных задач, решаемых студентом, – это ответ на ключевой вопрос: зачем это изучается? Он характеризует внутреннее отношение студента к тому, что он изучает. В очном формате преподаватель оперативно реагирует на практическое использование изучаемого материала.
Анализируя самоорганизацию студентов в дистанте, Е.В. Робустова и Н.М. Лю-кина приходят к выводу о том, что эта форма, реализуемая студентом удаленно, чаще всего дома, снижает уровень внимания, работоспособность, а следовательно, и качество усвоения учебного материала [8, c . 41]. Сюда добавляется анонимность, маскировка за аватарами и логинами.
Обратим внимание на экстернальность мотивов обучения, когда основным, а по сути, и единственным параметром оценки студента остается текущая успеваемость, что соотносится с негативной, по оценке П.С. и Ю.М. Золотухиных [1], тенденцией последних десятилетий, когда единственной самоцелью и мотивом к обучению становится формальное получение диплома.
В данном случае студент ставит себе задачу-минимум, то есть поддержание успеваемости.
На дистанте, где нет постоянного личного контроля преподавателя, в он-лайн-тестах, некоторая доля студентов не осмысливают новые знания, выделяя совокупность реперных фактов, требуемых для сдачи экзамена. Большинство тестов такого рода студенты решают, используя интернет либо специальные программы. В целом это работает, студент стремится максимально «выпрямить» путь получения положительной оценки «экономией» интеллектуального труда. В данном случае вузу сложно контролировать степень самостоятельности студента, да вуз и не ставит такой задачи.
Без внешнего контроля студенты нарушают учебную дисциплину, переключают учебные задачи на «аутсорсинг», поручая их внешним исполнителям, что формирует пробелы в знаниях, препятствующие дальнейшему обучению. При этом итоги аттестации на «хорошо» и «отлично» за такого рода работы и «знания» фактически уничтожают мотивацию. В равной степени это обесценивает усилия, навыки, требуемые для усвоения знаний. Таким образом, обучение становится, как подчеркивает Е.Т. Китова, фрагментарным, оно осуществляется спорадически, «от теста к тесту, от зачета к зачету», что фактически нарушает принцип непрерывности [9, c . 16].
Сегодня управление мотивацией в ди-станте предполагает как минимум ревизию устоявшихся методических приёмов. Речь идёт об относительно новой для российской практики и активно пропагандируемой [4, c . 17] модели повышения мотивации в виде ARCS-модели Дж. Келлера [4; 10; 11] и её производных.
Одним из современных негативных факторов снижения мотивации студен-
Вестник Российского нового университета
Серия: Человек в современном мире. 2025. № 3
тов, обучающихся дистанционно, без личного контроля преподавателя, следует признать активное внедрение в образовательный процесс систем искусственного интеллекта, что позволяет не только быстро решать рутинные и неструктурированные учебные задания, но и замещать собственные усилия и мыслительную деятельность. В этом смысле педагогической теории необходимо глубокое переосмысление методических подходов к дистанционному обучению, где обучающиеся всё более активно осваивают искусственный интеллект.
Вариативность подходов к мотивации в дистанционном обучении производна от вариативности подходов самого дистанта, его форм и организации.
В современных условиях аудитория дистанционных и гибридных форм обучения не просто динамично расширяется, а меняется качественно, используя искусственный интеллект, что требует обновления подходов как к организации занятий, так и к изучению мотивации, которая остается если не основным, то наиболее значимым фактором успешного (результативного с точки зрения полноты овладения программой) обучения.