Доклинические испытания мясосодержащего белкового продукта

Автор: Новокшанова Алла Львовна, Забегалова Галина Николаевна

Журнал: Молочнохозяйственный вестник @vestnik-molochnoe

Рубрика: Технические науки

Статья в выпуске: 4 (48), 2022 года.

Бесплатный доступ

В доклинических испытаниях 20-ти белых растущих мышей-самцов (виварий БУВВО «Вологодская облветлаборатория», Россия) получены доказательные материалы для обоснования функциональных свойств мясосодержащего продукта из филе куриной грудки с добавлением концентрата сывороточных белков молока, шпика бокового, молока сухого, муки льняной. Массовая доля белка в продукте была не менее 30 %, жира - не более 16 %. Путем технологической обработки сырья продукту придали форму паштета без введения каких-либо стабилизаторов структуры и консервантов. В период адаптации мыши обеих групп получали комбикорма, обогащенные кормовыми добавками, витаминами и минеральными веществами. В основной период животные контрольной группы (n=10) продолжали получать комбикорма, а животные опытной группы (n=10) дополнительно к привычному корму получали мясосодержащий белковый продукт. При этом соотношение макронутриентов и энергетическая ценность рациона оставались такими же, как в контрольной группе. По совокупности полученных данных: прирост массы тела, улучшение ряда биохимических показателей крови и общего состояния лабораторных животных - можно утверждать о хорошем усвоении разработанного мясосодержащего продукта.

Еще

Доклинические испытания, мясосодержащий продукт, масса животных, общий белок крови, аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза, мочевина крови, креатинин крови

Короткий адрес: https://sciup.org/149141749

IDR: 149141749   |   УДК: 637.5   |   DOI: 10.52231/2225-4269_2021_3_198

Текст научной статьи Доклинические испытания мясосодержащего белкового продукта

Распространенным нарушением структуры питания населения является недостаточное содержание белка животного происхождения и превышение жирового компонента в рационе по сравнению с рекомендуемыми нормами физиологических потребностей [1, 2].

Одним из объяснений этой ситуации может служить высокое содержание жирового компонента в продуктах, которые для потребителя являются традиционными источниками белка: сыры, мясные полуфабрикаты, многие сорта рыб, орехи и пр. Несмотря на высокую питательную ценность такие продукты не вполне пригодны для устранения или предупреждения дефицита белка животного происхождения в рационе многих категорий граждан, включая спортсменов и лиц с высокими физическими нагрузками.

Решением этой проблемы может служить расширение ассортимента специализированных высокобелковых продуктов, а подходящими ингредиентами, способными повысить белковый профиль продукта, являются молочные белки.

При создании новой специализированной диетической лечебной и диетической профилактической пищевой продукции для использования информации об отличительных функциональных признаках, их принято обосновывать с точки зрения доказательной медицины [3, 4]. Если же обогащенный пищевой продукт содержит нутриенты с доказанной физиологической активностью и известной суточной физиологической потребностью, эта процедура не является обязательной. Тем не менее вопросы усвояемости нутриентов и доказательства питательной ценности разработанных продуктов представляют и научный, и практический интерес.

Таблица 1 – Пищевая и энергетическая ценность продукта мясосодержащего

Массовая доля, %

Значения показателей

Белок, не менее

30,0

Жир, не более

16,0

Соль, не более

2,5

В результате технологической обработки сырья продукту придали форму паштета без введения каких-либо стабилизаторов структуры. Также продукт не содержал никаких добавленных консервантов. При этом срок годности продукта, выработанного в производственных условиях, составил 14 суток.

В работе поставлена цель – путем доклинических испытаний получить доказательные материалы в обосновании функциональных свойств мясосодержащего продукта.

Доклинические испытания с лабораторными животными выполняли в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Федеральный научный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко Российской академии наук» (ФГБНУ ФНЦ ВИЭВ РАН).

Содержание и все манипуляции проводили, опираясь на Директиву 2010/63/EU Европейского парламента и совета Европейского Союза от 22 сентября 2010 года по охране животных, используемых в научных целях [7].

Математическую обработку экспериментальных данных проводили по результатам опытов в 3‒5-кратной повторности с помощью методов статистики и регрессионного анализа с использованием персонального компьютера и пакета программного обеспечения «Microsoft Excel», «Statistiсa». Достоверность полученных результатов оценивали с помощью критерия Стъюдента, полученные регрессионные зависимости проверяли на адекватность экспериментальным данным по критерию Фишера [8].

В исследовании объектом наблюдений были 20 белых растущих мышей-самцов (виварий БУВВО «Вологодская облветлаборатория», Россия). В питомнике животные получали общевиварный рацион, содержащий смесь злаков (овес, геркулесовые хлопья, просо, белый хлеб в произвольном соотношении) и свежих овощей (морковь, капуста).

После подготовительного периода мышей ввели в эксперимент, который проводили совместно с сотрудниками ФГБНУ ФНЦ ВИЭВ РАН.

В течение всего периода эксперимента лабораторные животные обеих групп находились в сухой светлой комнате. Температура воздуха в помещении составляла (20±3) °С, влажность воздуха – (48±2) %, освещение – режим день/ночь с 6:00 до 17:00.

Мышей содержали в проветриваемых контейнерах из пластика с закрепленными автоматическими поилками и кормушками. Размер контейнеров составлял 300×400×260 мм. В качестве подстилки использовали крупные древесные опилки. Помимо ежедневной уборки клеток, еженедельно проводили их дезинфекцию этанолом (70 %). На время дезинфекции животных помещали в чистые запасные клетки.

Экспериментальные исследования включали два периода: адаптационный и основной. Длительность адаптационного периода составляла семь дней, основного – 10 дней. С периодичностью один раз в два дня проводили взвешивание всех животных. Среднее значение массы тела животных по группе устанавливали путем обработки полученных данных с применением Методического руководства «Биометрическая обработка лабораторных, клинических и эпизоотологических данных» [9].

Все манипуляции проводили в соответствии с Приказом Минздрава России от 01.04.2016 № 199н «Об утверждении Правил надлежащей лабораторной практики» (зарегистр. в Минюсте России 15.08.2016 № 43232) [10].

Доступ животных к корму и воде был свободным. Корма выдавали из расчета 10 г на одно животное.

В период адаптации мыши обеих групп получали комбикорма, включающие мультизерновые гранулы (соя, пшеница, овес, подсолнечник, лен, дрожжи), сушеный банан и гранулы, обогащенные кормовыми добавками, витаминами и минеральными веществами. Пищевая и энергетическая ценность кормов представлена в таблице 2 .

Таблица 2 – Пищевая и энергетическая ценность рационов

Рацион

Содержание, г белка   жира

в 100 г

углеводов

Энергетическая ценность/ калорийность

Общевиварный

3,5-3,7

1,2-1,4

12,0-13,0

73-83

Комбикорма

12,0-16,0

4,1-5,0

64,0-69,0

340-360

Через семь дней адаптационного периода лабораторные животные были произвольно поделены на две группы: опытная (n = 10) и контрольная (n = 10).

В основной период животные контрольной группы продолжали получать комбикорма, а животные опытной группы дополнительно к привычному корму стали получать мясосодержащий белковый продукт. При этом соотношение макронутриентов и энергетическая ценность рациона оставались такими же, как в как в контрольной группе.

В последний день каждого периода эксперимента у всех животных брали кровь из сердца. Биохимическое исследование сыворотки крови проводили в БУВВО «Вологодская облветлаборатория».

Исходные средние показатели массы тела были равны (17,81±0,82) г в опытной группе и (16,38±1,02) г – в контрольной ( рис. 1 ).

Рисунок 1 — Изменение массы тела лабораторных животных

В течение всего периода наблюдений (17 дней) животные в опытной группе были более активны по сравнению с контролем, хорошо поедали корм. Шерстный покров у мышей в опыте был чистый, гладкий, блестящий, что говорит о хорошем усвоении белкового продукта.

Биохимические анализы крови показали, что содержание общего белка в крови животных контрольной группы не изменилось на протяжении всего основного периода и составило 57 г/л. В крови животных опытной группы наблюдали увеличение содержания общего белка с 45 г/л в начале опытного периода и до 50 г/л – в конце ( рис. 2 ), что в относительном выражении составило 11,1 %. Это может указывать на усвоение белка мясосодержащего продукта.

Рисунок 2 — Содержание общего белка в крови лабораторных животных , г/л

Коррелируют с повышением содержания общего белка и другие показатели крови лабораторных животных.

Как известно, образование мочевины в здоровом организме зависит от характера питания, и с повышением белковой составляющей рациона концентрация мочевины может повышаться [11].

На фоне увеличения содержания белка в комбикормах по сравнению с общевиварным рационом в крови животных обеих групп произошло достоверное увеличение содержания мочевины ( рис. 3 ).

У животных контрольной группы количество мочевины крови возросло с 12,68 мг% в начале опытного периода до 16,55 мг% в конце, у животных опытной группы, соответственно, – с 17,14 до 34,46 мг%. В относительном выражении увеличение этого показателя составило треть в контрольной группе и 101,1 % – в опытной, что также указывает на усвоение белка из мясосодержащего продукта животными опытной группы.

Рисунок 3 — Увеличение содержания мочевины в крови лабораторных животных , мг%

Позитивно в данном случае можно трактовать и снижение активности клеточных ферментов: аланинаминотрансферазы (АЛТ) и аспартатаминотрансферазы (АСТ).

Количество АЛТ в крови животных контрольной группы понизилось с 55 до 32 ед/л, а в крови животных опытной группы ‒ с 52 до 38 ед/л. Количество АСТ в крови животных контрольной группы понизилось с 261 до 118 ед/л, а в крови животных опытной группы ‒ с 192 до 153 ед/л. Хотя в доступной литературе не найдено референсных значений активности этих ферментов для мышей, снижение активности АЛТ и АСТ свидетельствует об отсутствии повреждений печени животных. Так можно утверждать потому, что к повышению уровня трансаминаз в крови приводит увеличение скорости обновления ферментов на фоне повреждения клеток печени [12].

Также в крови животных обеих групп достоверно возросло содержание креатинина ( рис. 4 ).

На рисунке видно, что при начальном содержании креатинина в крови контрольных мышей 6,44 ммоль/л, а в крови опытных животных 5,63 ммоль/л, к концу опытного периода, показатели сравнялись и достигали 23,5 ммоль/л. В относительном выражении увеличение содержания креатинина составило 365 % в контрольной группе и 417 % – в опытной. Это также может свидетельствовать о лучшем усвоении белка корма животными опытной группы и об увеличении объема мышечной массы.

Следует подчеркнуть, что в нашем случае это первая попытка проведения доклинических испытаний нового пищевого продукта. Несмо- тря на то, что дизайн эксперимента имеет некоторые недостатки, приобретенный опыт позволит учесть их при проведении доклинических испытаний пищевых продуктов в дальнейшем.

Рисунок 4 — Содержание креатинина в крови лабораторных животных , ммоль/л

По совокупности полученных данных: прирост массы тела, улучшение ряда биохимических показателей крови и общего состояния лабораторных животных ‒ можно утверждать о хорошем усвоении разработанного мясосодержащего продукта.

Список литературы Доклинические испытания мясосодержащего белкового продукта

  • Новокшанова, А.Л. Рацион питания спортсменов / А.Л. Новокшанова, Е.В. Ожиганова // Молочная промышленность. – 2012. – № 12. – С. 73;
  • Попова, А.Ю. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / А.Ю. Попова, В.А. Тутельян, Д.Б. Никитюк // Вопросы питания. – 2021. – Т. 90. ‒ № 4. – С. 6–19.
  • ГОСТ 34006-2016. Продукция пищевая специализированная. Продукция пищевая для питания спортсменов. Термины и определения = Specialized foodstuffs. Food products for sportsmen’s nutrition. Terms and definitions: международный стандарт: издание официальное: введен впервые: введен 2018-07-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва: Стандартинформ, 2018. – 8 с.
  • ГОСТ Р 55577-2013 Продукты пищевые специализированные и функциональные. Информация об отличительных признаках и эффективности = Specialized and functional foodstuffs. Information about the distinctive signs and efficiency claims: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: введен впервые: введен 2015-01-01 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва: Стандартинформ, 2014. – 20 с.
  • Забегалова, Г.Н. Использование молочных белков для придания функциональных свойств мясному паштету / Г.Н. Забегалова, А.Л. Новокшанова // Современная биотехнология: актуальные вопросы, инновации и достижения: сб. тезисов Всероссийской с междунар. участием онлайн-конференции. – Кемерово, 2020. – С. 73‒74.
  • Патент РФ № 2748230 Паштет белковый функционального назначения (Опубликовано: 21.05.2021 Бюл. № 15). - URL: https://patents.s3.yandex.net/RU2748230C1_20210521.pdf (дата обращения 23.09.2021)
  • Директива 2010/63/EU Европейского парламента и совета Европейского Союза от 22 сентября 2010 года по охране животных, используемых в научных целях. ‒ URL: https://base.garant.ru/70350564/?ysclid=l9me8pxhr7184122136 (дата обращения 01.10.2020).
  • Основы планирования эксперимента: метод. пособ. для студентов специальностей «Метрология и метрологическое обеспечение» и «Стандартизация и сертификация (по отраслям пищевой промышленности)» / К.М. Хамханов. – Улан-Удэ: Восточно-сибирский государственный технологический университет, 2001. – 94 с.
  • Маринин, Е.А. Биометрическая обработка лабораторных, клинических и эпизоотологических данных: метод. руководство / Е.А. Маринин; СКЗНИВИ. ‒ Новочеркасск, 1980. ‒ 38 с.
  • Об утверждении Правил надлежащей лабораторной практики: Приказ Минздрава России от 01.04.2016 N 199н. ‒ URL: https://docs.cntd.ru/document/420350679?ysclid=l9mdwjlnpj705708030 (дата обращения 01.10.2020).
  • Влияние количества и качества белка в рационе на деятельность почек / А.Г. Кучер, И.Г. Каюков, A.M. Есаян, Ю.А. Ермаков // Нефрология. ‒ 2004. ‒ Т. 8. ‒ № 2. ‒ С. 14‒34.
  • Василенко, В.В. Трактовка результатов печеночных проб / В.В. Василенко // Медицинский вестник. Школа клинициста. – 2011. – № 5. – С. 546.
Еще