Единство слова и звука в формировании и воспитании певца
Автор: Сладкопевец Роман Вадимович
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Образование в сфере культуры
Статья в выпуске: 5 (55), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема воспитания певца, в частности студента-вокалиста, специфические особенности формирования слова и звука в постановке голоса.
Педагог-вокалист, мастерство, певец, инструмент, направление звука
Короткий адрес: https://sciup.org/14489601
IDR: 14489601
Текст научной статьи Единство слова и звука в формировании и воспитании певца
Всякое искусство имеет свои особенные технические приёмы, без соблюдения которых невозможно добиться совершенства исполнения даже при наилучших способностях и дарованиях. чтобы стать мастером и особенно художником в любой отрасли искусства, необходимо пройти долгую и трудную школу, преодолеть технические сложности и освоить основные навыки, и только после этого появляется мастерство. В одинаковой степени это относится к живописи, скульптуре, а равно и к музыке.
В научной литературе, наряду с весьма редкими мнениями некоторых педагогов-вокалистов, мы часто встречаемся с взаимно противоположными утверждениями практического выхода из своих затруднений и примерами ответа на неразрешимые вопросы.
кроме трудностей в вопросе о придании своему инструменту — гортани наилучшего положения, у певца, по сравнению с инструменталистами, есть не меньшая, если не большая трудность в способе извлечения звука. Инструменталистам в этом деле служат руки — органы, наиболее развитые и послушные для струнных и ударных инструментов, губы — для духовых и частично ступни — для органистов и пианистов. И все же — какую колоссальную работу должен проделать скрипач, пианист, флейтист и т.д., чтобы овладеть своим инструментом, который он может видеть, изучать во всех подробностях при помощи зрения, осязания и слуха. Неизмеримо труднее овладение исполнительским мастерством даётся вокалистам, поскольку возможности взять в руки свой инструмент, рассмотреть его устройство, следить глазами за его работой они лишены. Придать своему инструменту — гортани нужное, физиологически верное, наиболее удобное и выгодное положение, как это делает инструменталист, вокалист может только интуитивно, по догадке, не имея возможности при помощи зрения, внутреннего слуха удостовериться в правильности положения своего инструмента, что является первым условием в работе всякого музыканта. Певцу приходится пользоваться таким средством, как управление дыханием, которое является сложнейшим процессом, находящимся в зависимости от многих трудно осознаваемых и преодолеваемых влияний.
Наконец, инструменталисту не приходится сопровождать своё исполнение произношением слов, что является обязательным и трудно одолеваемым искусством для певца. В стремлении преодолеть эти трудности была написана довольно обширная литература по вопросу о постановке голоса, изобилующая разнообразными рассуждениями и советами: о необходимом положении гортани при пении, о способах открывания рта, «направлениях звука», о произношении слов и о дыхании.
Следующая трудность исполнительского мастерства певцов заключается в способах повышения и понижения тона. Насколько эта работа у инструменталиста проста и подчинена его пальцам, настолько же у певца она выходит за пределы его непосредственного наблюдения и выполняется скрытными в гортани голосовыми связками, не поддаётся нашему контролю и совершается чисто рефлексивно.
В процессе исследования нами установлено, что основой вокальной и речевой техники является организация дыхания и управления работой гортани. Опираясь на положение, что технической основой профессионального пения, а также сценической речи является овладение дыханием, необходимо с первых уроков вырабатывать естественность вдоха и постепенно разрабатывать способность сохранять дыхательную установку, а гортань в это время должна занимать непринуждённое, устойчивое положение и удерживаться без всякого напряжения.
Большинство считают, что во время пения гортань надо держать низко. Такого положения гортани придерживаются авторы анатомического направления. В низком же положении гортань помещается в широком промежутке между обеими грудинно-ключично-сосцевидными мышцами, имея спереди слабо натянутую и тонкую кожу середины шеи, а позади отклоняющиеся назад шейные позвонки. О том, что гортань надо держать низко, говорят и пишут весьма многие. Но вопросы о том, как и чем это сделать, в научной литературе недостаточно разработаны. Поэтому этот вопрос требует более серьёзного изучения.
как показало исследование, естественными производителями звука, созданными природой, служат связки, подъязычная кость, надгортанник, горло, язык, небо и, наконец, диафрагма и лёгкие. Эти части, приведённые в действие волею и знаниями, рождают звук, из звука рождается речь или пение. гармоническая связь между телесной и духовной природой, связь рационального и иррационального есть то, что составляет «человеческую музыку».
Большое значение в творчестве певца имеют все средства выразительности — голос, слово, музыка и т.д. Если драматический актёр пользуется словом в речи в естественной форме выражения мысли, то певец находится в несколько ином положении. У него слово всегда соединено с мелодией, с музыкой, что, безусловно, усложняет задачу. Слово становится не только средством донесения мысли, но и формой звучания голоса. Однако, как утверждал В. И. Немирович-данченко, вокал в искусстве певца никогда не может быть целью, но только средством выражения внутренней сущности создаваемого образа. Слово в пении должно быть простым, правдивым и живым, как в человеческой речи. Слово в соединении со звуком голоса и музыкальной мелодией должно нести в себе конкретные и живые мысли и чувства человека. Идеалом поющего актёра Немирович-данченко считал такого певца, который думает о своём пении столько, сколько говорящий думает о словах. Примером единства слова и звука может служить творчество великого русского певца ф. И. Шаляпина, который блестяще владел одной из труднейших форм пения — искусством пения-рассказа, поэтому музыкальная мелодия у него возникала как бы непосредственно из слова, слово и звук сливались в единое органическое целое, о чем мечтали все великие композиторы. Эта особенность Шаляпина давала ему возможность быть замечательным исполнителем произведений мусоргского, в которых мелодические обороты близки к интонациям человеческой речи. Станиславский неоднократно отмечал, что певцы, как и, в целом, люди, не умеют красиво, грамотно говорить. Поэтому в большинстве случаев красота их пения нередко портится вульгарностью дикции и произношения. чаще всего слово при пении совершенно пропадает. между тем, слово — что, музыка — как. Вокальный звук певца находится в прямой зависимости от слова-мысли. Если певцу понятно слово-мысль, то гармоническое слияние мысли-слова-звука поможет ему и в формировании вокального звука, окажет воздействие на тембр голоса и эмоциональную выразительность. Таким образом, настоящее вокальное искусство обусловливает органическое слияние слова со звуком, их единство — как средство художественной выразительности. чтобы певческое слово стало действительным средством художественной выразительности, певец должен уметь правильно, чётко и грамотно произносить слова. кроме чёткого и красивого произношения, слово в пении должно соответствовать выражаемой мысли и стилю исполняемого произведения.
Поэтому к числу важных проблем профессиональной подготовки певца-актёра относится проблема чёткого и грамотного произношения. Вопрос хорошей дикции, вокальной орфоэпии наименее разработан в вокальной педагогике, поэтому одним из направлений педагогического процесса является овладение приёмами вокального произношения. к. С. Станиславский придавал огромное значение слову не только в речи, но и в пении. Он требовал чёткого и ясного произношения как гласных, так и согласных звуков. чёткая дикция и правильное произношение являются необходимыми составляющими хорошего пения.
Воспитание певца имеет свои специфические трудности, проявляющиеся в его сложной многоплановой деятельности, поскольку, наряду с профессиональным пением, он должен не менее профессионально говорить (дикция) и двигаться на сцене.
Нередко пение сопровождается сценическим движением, что ещё более увеличивает нагрузку певца. Поэтому вокальное обучение требует специально разработанной методики преподавания, связанной с актёрской подготовкой студентов независимо от специализации.
Таким образом, мы должны воспитывать у студента уважение к слову, которое вместе с музыкой является одним из важнейших выразительных средств певца, а вокальное мастерство студента должно совершенствоваться не только в направлении вокальной техники.