Факторы возникновения и правовые инструменты противодействия преступлениям, угрожающим безопасности государства
Автор: Тазетдинов Р.Р.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 4 т.18, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье обсуждается острая проблема терроризма как одной из ключевых угроз безопасности государств, акцентируя внимание на актуальности борьбы с этим явлением в современных условиях. Автор приводит статистику, свидетельствующую о росте числа террористических инцидентов, акцентируя внимание на изменениях в географии и характере угрозы. Важной темой является вовлечение молодежи в террористическую деятельность, обусловленное социально-экономическими проблемами, такими как бедность и безработица, а также широким использованием интернет-ресурсов для вербовки. В статье анализируется опыт Узбекистана в борьбе с терроризмом, подчеркивая прогрессивные изменения в законодательстве, направленные на предотвращение террористических актов. Указывается, что с начала 90-х годов Узбекистан не только разработал законодательные меры по борьбе с терроризмом, но и создал проактивную модель, предусматривающую ответственность граждан за неинформирование о потенциальных угрозах. Приведенные примеры сравнивают подходы Узбекистана и России в этом вопросе, подчеркивая проактивный подход Узбекистана и более реактивный подход России. Эффективность противодействия терроризму требует комплексного подхода, включающего правовое регулирование, социально-экономические меры, образовательные инициативы и работу с информационным пространством. Опыт Узбекистана демонстрирует, что такие меры могут значительно уменьшить террористические угрозы и создать условия для социальной адаптации граждан, что делает данный подход более успешным и результативным. Таким образом, основная мысль статьи заключается в том, что сочетание проактивного законодательства и профилактических мероприятий, нацеленных на решение социальных проблем населения, обеспечивает более высокий уровень безопасности и устойчивое развитие общества в борьбе с терроризмом.
Безопасность государства, преступность, терроризм, экстремизм, противодействие преступлений, факторы преступности, правовые инструменты, Республика Узбекистан, национальные стратегии
Короткий адрес: https://sciup.org/142246828
IDR: 142246828 | УДК: 343.9 | DOI: 10.47475/3034-4247-2025-18-4-40-46
Текст научной статьи Факторы возникновения и правовые инструменты противодействия преступлениям, угрожающим безопасности государства
Одним из самых опасных угроз безопасности и целостности любого государства является такой вид преступления, как терроризм. В этой связи проблема борьбы с современным терроризмом остается актуальной во всем мире. По данным Индекса глобального терроризма за 2025 год, число стран, в которых были зафиксированы террористические акты, увеличилась с 58 до 66.
Только за 2023 - 2024 годы в мире зарегистрировано более 15 000 террористических инцидентов, в результате которых погибли свыше 23 000 человек, а десятки тысяч получили ранения. Эти цифры свиде- тельствуют не только о продолжении угрозы, но и о ее усложнении и расширении географии.
Необходимо отметить, что предпринимаемые международным сообществом меры по противодействию распространения терроризма не в полной мере приводят к снижению уровня как глобальной, так и региональной террористической угрозы.
Описание исследования
Анализ имеющейся информации свидетельствует о том, что международные террористические организации стремятся активно участвовать во внутренних конфликтах суверенных государств, что приводит к постепенному размытию границ между международным и внутренним терроризмом и усиливает их влияние на социально-политическую обстановку внутри некоторых стран.
Особую тревогу вызывает то, что современные террористические структуры все активнее направляют свое внимание на молодежь, которая из-за социально-экономических и психологических факторов демонстрирует повышенную восприимчивость к радикальным идеологиям. Низкий уровень социальной защищённости, бедность, безработица и недостаточный доступ к качественному образованию создают благоприятную почву для распространения деструктивных идей среди молодого поколения. Эта тенденция усиливается благодаря активному использованию социальных сетей и мессенджеров в целях вербовки и пропаганды [1; 3].
Обращаясь к положительному опыту Узбекистана, который столкнулся с террористической угрозой в начале 90-х годов, можно отметить, что действующее законодательство Республики в сфере борьбы с терроризмом основано на международно-правовом опыте и определяет основные принципы, полномочия и меры по предупреждению возникновения терроризма. Так, это: Конституция Республики Узбекистан, Уголовный кодекс (1994 года), законы «О борьбе с терроризмом» от 15 декабря 2000 года, «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 26 августа 2004 года, «Об экстремизме» от 30 июля 2018 года, «Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021 - 2026 годы» (УП-6255 от 1 июля 2021 года), Концепция Общественной безопасности Республики Узбекистан (УП-27 от 29 ноября 2021 года) и Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (УП-60 от 28 января 2022 года), а также ряд других нормативно-правовых актов, принятых в данном направлении [4].
Вместе с тем, раннее предупреждение террористической деятельности осуществляется путем проведения комплекса политических, социально-экономических, правовых и других профилактических мер государственными органами, органами самоуправления граждан и общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Все это своей конечной целью призвано обеспечить безопасность личности, общества и государства от терроризма.
Подтверждением наличия в Республике не только богатого практического опыта борьбы с данным преступлением, но и своевременно обновляемыми нормативными документами является тот факт, что среди стран СНГ Уголовный кодекс впервые был принят именно в Узбекистане, и уже тогда включал в себя статью 155 «Терроризм». В последующем в стране постоянно совершенствовалась нормативно-правовая база в данной сфере.
Так, были доработаны и внедрены в УК РУ ст. 155 (Терроризм), ст. 155-1 (Несообщение сведений и фактов о готовящихся или совершенных террористических актах), ст. 155-2 (Прохождение обучения, выезд или передвижение в целях осуществления террористической деятельности), ст. 155-3 (Финансирование терроризма) и другие изменения и дополнения.
Следует отметить, что Уголовный кодекс Республики Узбекистан предусматривает особую обязанность для лиц, причастных к подготовке или финансированию террористической деятельности. Согласно ст. 1551 и 1553 УК РУ такие лица обязаны активно информировать органы власти о фактах подготовки или финансирования терроризма либо иным образом препятствовать наступлению тяжких последствий и реализации террористических целей. Невыполнение этой обязанности влечет уголовную ответственность [1; 2]. Таким образом, законодательство Узбекистана устанавливает проактивную обязанность граждан и участников потенциально опасных организаций предотвращать террористические угрозы не только через сообщение о фактах преступной деятельности, но и посредством активных действий по недопущению их реализации.
Для сравнения: в Российской Федерации аналогичная обязанность закреплена в ст. 205.6 УК РФ «Несообщение о готовящихся террористических актах». Российское законодательство обязывает граждан сообщать в органы власти сведения о готовящихся террористических актах, а за невыполнение этой обязанности предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы на ограниченный срок [5]. При этом, в отличие от Узбекистана, в российском Уголовном кодексе не закреплена обязанность предпринимать активные действия по предотвращению наступления тяжких последствий, и закон ограничивается только информированием компетентных органов.
Кроме того, в целях успешной организации системы противодействия террористической угрозе и выработке действенных мер необходимо определить факторы, оказывающих определяющее влияние на современные террористические угрозы для государства.
Можно условно классифицировать основные причины, способствующие возникновению терроризма в разных странах.
К ним относятся: деятельность политических партий, движений, фронтов и организаций, применяющих насильственные методы; расширение криминальной активности, направленной на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами, оборотом оружия и стратегическими объектами; ослабление охраны военных объектов; рост криминогенной ситуации и распространение правового нигилизма; формирование и развитие наемничества; переход квалифицированных специалистов из силовых и правоохранительных структур в преступные сообщества; проникновение на территорию страны зарубежных экстремистских и террористических организаций, а также религиозных сект; увеличение потоков беженцев из стран с низким уровнем образования и экономической нестабильностью; влияние средств массовой информации, способствующих культивации насилия и формированию положительного образа террористов; недостаточный контроль за распространением методов и технологий террористической деятельности через информационные сети; нестабильная обстановка в приграничных регионах и интенсивные миграционные процессы.
Особое внимание следует обратить на последствия глобальных кризисов последних лет. В частности, значительный рост бедности и безработицы на фоне пандемии COVID-19 привел к активизации миграции населения, снижению доходов, увеличению числа трудовых мигрантов и обострению социальной напряженности в отдельных регионах. Эти факторы создают благоприятную среду для проникновения экстремистских идей и увеличения угрозы терроризма.
Однако данные факторы могут способствовать возникновению терроризма только при сочетании с многочисленными этнополитическими, межконфессиональными и другими конфликтами.
В некоторых странах СНГ и в частности в Центрально-азиатском регионе фиксируется существенный рост исламизации и радикализации населения. Этому способствует активная вербовка граждан в ряды террористических организаций, в первую очередь для участия в боевых действиях в Сирии, Афганистане, для ведения диверсионно-террористической деятельности и организации спящих ячеек непосредственно в странах проживания. Для достижения этих целей вербовщиками используются такие формы и методы, как разжигание религиозной и национальной нетерпимости; идеологическая обработка граждан, в том числе в последнее время активно используются социальные сети и мессенджеры; создание положительного образа террориста; материальная заинтересованность; продвижение собственных искаженных интерпретаций норм ислама и принципов шариата.
Можно выделить ряд мер, которые доказали свою эффективность в противодействии и профилактике терроризма. Среди них: снижение уровня коррупции; реализация целевых программ, направленных на уменьшение бедности и повышение материального благосостояния населения; укрепление справедливости и эффективности судебно-правовой системы и правоохранительных органов; обеспечение доступности здравоохранения и образования; гарантирование свободы распространения информации через СМИ; разработка и внедрение комплексных национальных программ по борьбе с терроризмом.
Особое внимание уделяется работе с молодежью: обучение правильному восприятию информации в Интернете, формирование навыков распознавания материалов деструктивного и экстремистского содержания; использование интернет-ресурсов для контрпропаганды, направленной против идеологий экстремизма и терроризма; а также разработка программ по реабилитации и социальной адаптации бывших членов терро- ристических группировок, способствующих их возвращению к нормальной жизни.
Возвращаясь к опыту Узбекистана, где за последние годы не зафиксировано ни одного террористического акта, необходимо отметить, что с 2017 года под руководством Президента Республики Узбекистан произошла резкая смена подходов к борьбе с терроризмом.
Причина в том, что сложная общественно-политическая ситуация в мире обусловила необходимость разработки регулярных действенных мер против такого явления, как терроризм. В тот период в Республике широко начали внедряться международные стандарты в области прав человека, при этом активно принимались меры по повышению правосознания граждан и государственных служащих.
В продолжение этой работы важным условием формирования нетерпимости населения, особенно молодежи, к деструктивным идеям экстремизма и терроризма является социальная защищенность, высокий уровень образования, национального самосознания и идеи мирного сосуществования религий. Была определена комплексная система борьбы с коррупцией. В частности, был принят Закон «О противодействии коррупции», который определил четкие правовые основы деятельности в этой сфере. Создан антикоррупционный орган, ответственный за разработку единой государственной политики в этой области. Для более эффективного противодействия коррупции и обеспечения прозрачности работы госорганов введено в практику опубликование информации о доходах и расходах внебюджетных фондов государственных органов, закупках организаций с государственным участием, а также данных о государственных субсидиях и грантах.
Кроме того, Республика Узбекистан приняла обязательства соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН о репатриации своих граждан из зон боевых дей- ствий. Более 530 находящихся в точках военных конфликтов граждан Узбекистана (в основном дети и женщины) вернулись на родину из Сирии и Ирака в рамках операции «Мехр».
Заключение
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что законодательство Узбекистана характеризуется проактивной моделью противодействия, предполагающей ответственность за бездействие при наличии информации о террористической деятельности и обязанность предпринимать меры по предотвращению последствий.
Российское законодательство более реак- тивное, ограниченное функцией информирования, что отражает различия в подходах к вовлечению граждан в систему профилактики терроризма.
Таким образом, для повышения эффективности системы противодействия терроризму важно сочетание правового регулирования, социально-экономических мер, образовательных программ и работы с информационным пространством. Опыт Узбекистана демонстрирует, что комплексный, проактивный подход, ориентированный на профилактику и социальную адаптацию граждан, является более результативным в снижении террористической угрозы.