Феномен президентских династий в США
Автор: Плахотник Т.Ю.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 11, 2025 года.
Бесплатный доступ
Президенты Соединенных Штатов Америки всегда привлекали внимание историков, стремящихся исследовать их наследие и влияние на страну. На протяжении всей истории США пост главы государства занимали представители всего лишь четырех фамилий – Адамсов, Гаррисонов, Рузвельтов и Бушей. Это явление, называемое династийностью, стало привычным для американского общества, где можно встретить множество его примеров. Экономические династии, такие как Рокфеллеры, Форды и Дюпоны, на протяжении многих лет оказывали значительное влияние на развитие страны, создавая и контролируя крупные бизнес-империи. Политические династии, например, Кеннеди, Клинтоны и Ли, также оставили заметный след в общественной жизни Америки, передавая власть и влияние из поколения в поколение. Общественное сознание воспринимает династийность как естественное продолжение семейных традиций и стремление к сохранению и развитию своего дела. Представители президентских фамилий изначально принадлежат к определенному кругу лиц – элите американского общества. Они объединены рядом общих черт, таких как образование, доступ к ресурсам и сетям влияния, которые помогают им продвигать свои интересы и сохранять власть.
Династии, американская элита, президент, американские кланы
Короткий адрес: https://sciup.org/149149813
IDR: 149149813 | УДК: 94(73):929.52 | DOI: 10.24158/fik.2025.11.28
Текст научной статьи Феномен президентских династий в США
Введение . Весьма интересным для исследования представляется сам факт существования династий в президентстве США, поскольку с формальной законодательной точки зрения нет оснований для их образования. Поэтому важно понимать, какие условия, факторы способствуют образованию этого феномена, ведь и по сей день обозначенная тема не теряет актуальности – на политической арене по-прежнему остаются представители знаменитых фамилий, предки которых занимали главные позиции в государственной системе США.
Феномен династий в американском президентстве не был ранее предметом научного исследования в российской науке, а главы государства не рассматривались исследователями сквозь призму принадлежности их к политической элите США до избрания на эту высшую должность.
В изучении феномена династий президентов США мы опирались на общие работы по политической истории США Э.А. Иваняна (1979; 1991), В.В. Согрина (1995; 2001; 2002; 2004; 2008), В.И. Лафитского (2004), М.А. Филимоновой (Алентьева, Филимонова, 2004).
Из отечественных авторов, обращавшихся к теме элит в США, можно выделить Е.В. Охотского (1993) и В.Э. Багдасаряна (Багдасарян, 2010; Багдасарян, Сулакшин, 2011), писавших о механизмах рекрутирования в эту социальную группу, а также Е.Б. Зюзину (2009), выявившую этапы развития элиты США. Правящая прослойка страны, по их общему мнению, представляет собой узкую привилегированную группу, представители которой осознают себя членами единой общности в силу схожих интересов, социальных характеристик и образа жизни.
Внимание к теме семейственности в США и ее влиянию на политическую жизни проявлял Ф. Ландберг (1948; 1971), который на основе статистических данных выявил богатейшие семейства Америки, при этом установив тесную взаимосвязь политики и бизнеса.
Т. Дай, Х. Зиглер, Ч.Р. Миллс считали, что власть в США находится в руках меньшинства, обладающего ресурсами и влиянием (Дай, Зиглер, 1984; Миллс, 2007).
Политолог Р. Даль (1992; 2010), являясь сторонником теории плюрализма, отрицал существование доминирующей элиты в США, а высшие должностные лица страны, по его мнению, являются выразителями интересов различных социальных групп.
В центре внимания исследователей находились проблемы формирования и существования элит США, их характеристика, также образования в рамках элиты политических и экономических династий (Зюзина, 2009; Рябкова, 2019), реже – проблемы непотизма (Терновая, 2019; Филиппов, 2015), однако в рамках проблемы существования династий в американском президентстве не было комплексных исследований.
Для получения результатов исследования использовались следующие методы:
-
– сравнительный, с помощью которого были выявлены общие черты и особенности представителей династий американских президентов, как внутри одной династии, так и между всеми четырьмя;
-
– биографический, основанный на анализе письменных биографических материалов о представителях династий президентов США, для выявления фактов, подтверждающих их изначальную принадлежность к политической элите США;
-
– конкретно-проблемный, позволяющий установить закономерности в появлении феномена династий американских президентов.
Основная часть . Соединенные Штаты Америки позиционируют себя как подлинно демократическую страну, соблюдающую все принципы данной формы правления, при которой власть не передается по наследству, а исходит от народа посредством выборов. Такая форма правления должна исключать формирование династий президентов. Однако история США доказывает обратное. Примером тому служат четыре президентские династии – Адамсов, Гаррисонов, Рузвельтов и Бушей (табл. 1).
Таблица 1 – Четыре президентские династии США1 Table 1 – Four US Presidential Dynasties
|
Адамсы |
Джон Адамс – первый вице-президент (1789–1797 гг.) и второй президент США (1797–1801 гг.) Джон Куинси Адамс – шестой президент США (1825–1829 гг.) Отец и сын |
|
Гаррисоны |
Уильям Гаррисон – девятый президент США (1841 г.) Бенджамин Гаррисон – двадцать третий президент США (1889–1893 гг.) Дед и внук |
|
Рузвельты |
Теодор Рузвельт – двадцать шестой президент США (1901–1909 гг.) Франклин Рузвельт – тридцать второй президент США (1933–1945 гг.) Троюродные братья |
|
Буши |
Джордж Буш (старший) – сорок первый президент США (1989–1993 гг.) Джордж Буш (младший) – сорок третий президент США (2001–2009 гг.) Отец и сын |
Помимо указанных, в американском обществе существуют и такие политические династии, один из членов которых занимал президентскую должность, а другие баллотировались на пост, но не были избраны, например, Клинтоны: Х. Клинтон – жена бывшего президента США Б. Клинтона, уступила на выборах 2008 г. Б. Обаме, 2016 г. – Д. Трампу.
Существование президентских династий в США не вызывает беспокойства ее граждан. Во-первых, потому что государственные должности являются выборными и лица, претендующие на власть, должны пройти процедуру избрания. Конституция США ограничивает лишь пребывание
1 Составлено автором.
на президентском посту одного лица, а избрание на должность членов из одной семьи законодательно не возбраняется1. А во-вторых, потому что в американском обществе семейственность и существование кланов в политике, экономике являются нормой на протяжении всей истории независимого североамериканского государства. Поэтому существование семейственности как части ментальности американского общества может являться предпосылкой образования династий в институте президентства страны.
Доминирующими чертами американского менталитета считаются индивидуализм, работоспособность, практичность, прогрессивность, вера в свою исключительность, целеустремленность, социальную мобильность, равенство, оптимизм, а также невмешательство в частную жизнь. На наш взгляд, семейственность является частью менталитета американского общества. Под ней мы понимаем стремление членов одной семьи к объединению в рамках профессиональной сферы и сохранению в ней позиций, то есть семейственность предполагает, что члены одной семьи, достигая определенных высот в профессиональной деятельности, стремятся к тому, чтобы их родственники стали продолжателями начатого дела, тем самым образуя династии, кланы. В США семейственность ярко выражена в политической жизни и бизнесе. Например, к знаменитым экономическим кланам относятся Дюпоны, Меллоны, Рокфеллеры и Форды, которые, как определяет Ф. Ландберг, в середине XX в. считались «четырьмя главными румбами компаса в царстве сверхбогачей» (Ландберг, 1971: 249).
Если в рамках семейного бизнеса передача полномочий и состояния от одного члена семьи к другому происходит легко через процедуру наследования, то в сфере политики дела обстоят сложнее. Чтобы занять тот или иной выборный пост, необходимо баллотироваться на желаемую должность и одержать победу в конкурентной борьбе с другими кандидатами.
Однако некоторые исследователи отмечают, что в политической жизни имеет место способствование семьи продвижению своих родственников на государственные должности. В этом смысле категорию семейственности связывают с непотизмом. Термин этот (от лат. nepos, род. п. nepotis – внук, племянник) обозначает предоставление привилегии родственникам без учета их профессиональных качеств (Терновая, 2019: 107).
В истории США имеются факты, подтверждающие наличие такого явления, как непотизм. Одним из примеров можно считать назначение вторым президентом Дж. Адамсом своего сына Дж.К. Адамса (будущего шестого президента) послом США в Пруссии (1791–1801), которого следующий президент США – Т. Джефферсон – отозвал обратно. Дж.Ф. Кеннеди сделал своего шурина Сарджента Шрайвера первым директором Корпуса Мира, а своего брата, Р.Ф. Кеннеди, назначил Генеральным прокурором США, который потом баллотировался на пост президента, но был убит. Еще одним примером может быть назначение Х. Клинтон, жены 42 президента США Б. Клинтона, председателем оперативного комитета по реформе здравоохранения. Таким образом, практикуя непотизм, семьи политиков стремятся сохранить свою власть, в том числе используя официальные полномочия.
Не всем политическим кланам удалось образовать президентские династии. Мы уже приводили пример с семьями Клинтонов, Кеннеди. Влияние фамилии не абсолютно, но дает определенное преимущество, выступая в качестве «бренда». Однако это может помочь в начале пути, а дальнейшее продвижение претендента во многом зависит от его личностных качеств, профессионализма, достижений и т. д. Например, представитель династии Рузвельтов Ф. Делано отличился в истории США тем, что успешно избирался на пост президента 4 раза во многом благодаря активной и результативной политической деятельности. Ф. Рузвельт является одним из самых знаменитых и уважаемых президентов США. Однако два его сына, хотя и относятся к фамилии-бренду, не смогли повторить успех отца. Джеймс и Франклин-младший были избраны в Палату представителей Конгресса. Но затем оба провалились на выборах в штатах: Джеймс – не был избран мэром Лос-Анджелеса, Франклин – проиграл выборы на пост губернатора Нью-Йорка. Таким образом, родственные связи в политике могут дать молодому кандидату преимущество в начале карьеры, однако это не гарантирует успеха в продвижении вверх по властной лестнице, то есть личные заслуги имеют в США больший вес, чем имя.
Родоначальником семейственности в американской большой политике можно считать Дж. Адамса – второго президента страны. С тех пор династий во власти США было множество – Тафты, Бэи, Прайеры, Гафи, Чейни, Горы, Мурковски, Пауэллы, Доулы и др. Всего, по мнению известного социолога Ч.Р. Миллса, в США правят примерно 200 больших политических семей (Миллс, 2007). К 1960 гг. в США насчитывалось около 700 семейств, образовавших династии. При этом к категории «династия» исследователь относил семьи, которые могли похвастаться тем, что двое или более их представителей когда-либо являлись членами Конгресса.
Конституция Соединенных Штатов Америки требует от кандидата в президенты немногого: это должен быть гражданин не моложе 35 лет, который родился и прожил в стране не менее 14 лет1. Это формальный набор требований, которым должен соответствовать кандидат на пост президента США. Но как показывает практика, только лишь соответствие этим цензам не гарантирует успеха. Безусловно, имидж кандидатов или создаваемый для избирателей образ имеют большое значение. Однако выборы – процедура отнюдь не бесплатная, президентские кампании в США требуют затрат, и собрать на них средства может не каждый, поэтому большую роль играет наличие необходимых денежных средств.
Кандидату на пост президента США для оплаты расходов на ведение дорогостоящей избирательной кампании необходимо либо найти спонсоров, готовых вложить в нее большие денежные средства, либо иметь личное состояние, а самым крупным источником индивидуального богатства является институт наследования. Деньги и связи издавна помогали отпрыскам состоятельных семей Соединенных Штатов Америки реализовать свои политические амбиции. К числу таковых относятся и представители президентских династий.
Однако не стоит полагать, что только личное состояние может обеспечить победу на выборах. Обычно кандидата на пост президента США выдвигает партия, поэтому крайне важно зарекомендовать себя в ее рядах.
Каждый из представителей династии президентов имел политический опыт до избрания на пост главы страны. Выделим общие черты в занимаемых представителями президентских династий ключевых должностях. Вице-президентами были Дж. Адамс, Т. Рузвельт, Дж. Буш-старший. Должность сенатора занимали 4 президента: Дж.К. Адамс – от штата Массачусетс, Б.Н. Гаррисон – от Индианы, У.Г. Гаррисон – от Огайо и Ф.Д. Рузвельт – от штата Нью-Йорк. Некоторые из этих президентов были также губернаторами: Ф. Рузвельт – от того же штата Нью-Йорк, а У.Г. Гаррисон – уже от другого штата, от Индианы. Губернаторами также являлись: Т. Рузвельт – от штата Нью-Йорк и Дж. Буш-младший – от Техаса.
В соперничестве претендентов на должность президента существует фактор, который стал известен под названием «денежные праймериз». Это означает, что кандидат, собравший больше всех и раньше всех крупные денежные средства, становится ведущим кандидатом на выборах. Так, в 2000 г., когда на пост президента выдвигал свою кандидатуру Дж.У. Буш, во время республиканской кампании первичных выборов ему удалось за четыре месяца собрать 50 млн долл., поступивших от 0,03 % населения США, до первых праймериз в штате Нью-Хэмпшир, это позволило ему выиграть «денежные праймериз» и сделало кандидатом от Республиканской партии. Таким образом, еще до того, как избиратели получают возможность выбора, богатые спонсоры уже определяют, кому будет обеспечена победа.
Заключение . В американской политике при формальном равенстве возможностей разных социальных слоев и групп они обусловлены уровнем финансирования политической деятельности. Поэтому неслучайно в Соединенных Штатах Америки получил распространение афоризм «Деньги – материнское молоко политики»2.
Критерий богатства – это не только вливание денег в избирательные кампании, но и обеспечение определенного уровня образования, уровня жизни и каналов коммуникации, способствующих формированию имиджа политика, который внутри партии должен быть выбран в качестве кандидата. Поэтому можно говорить о наличии связи между крупным капиталом и партиями, которые привлекают спонсоров для финансирования избирательной кампании, то есть кандидат должен в рядах партии успешно продвигать свою кандидатуру. Учитывая эти два фактора, можно сделать вывод о том, что, состоятельность семей дает возможность установления контактов с определенным кругом лиц, элитой американского общества. Вероятнее всего, взаимодействующие представители разных семей знакомы еще со студенческих времен, поскольку являлись учащимися одних и тех же учебных заведений. Поэтому можно говорить о том, что династии президентов относятся к американскому истеблишменту, обладающему определенными характерными чертами.
Обозначим следующие закономерности появления феномена президентских династий в США.
-
1. Формированию династий в американском президентстве способствует существование семейственности как части ментальности американского общества. В исторической традиции страны сложилось так, что кланы в политике и экономике существуют с начала образования государства и воспринимаются как обычное явление, поэтому неудивительно, что династии могут образовываться и в президентстве. Но для того, чтобы семья могла удержаться на политической
-
2. Экономической предпосылкой появления феномена президентских династий США является богатство их семей. Эта закономерность значительно сокращает число возможных претендентов на пост кандидата, но не только деньги являются решающим фактором. Важно изначально принадлежать к элите американского общества.
арене, а тем более на посту главы государства, необходимо иметь большие денежные средства, поскольку избирательные кампании требуют огромных затрат, в том числе и вложений от самого кандидата. Из этого положения вытекает вторая закономерность.