Философские проблемы культурно-исторической памяти (часть 2)

Автор: Ильин Николай Петрович

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Теоретическая культурология

Статья в выпуске: 4 (30), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрение основных проблем культурно-исторической памяти с точки зрения фундаментальных философских концепций является актуальной задачей современных гуманитарных наук. В данной статье на первом плане стоит проблема объективности и субъективности историка, которая рассматривается в связи со взгляда Гегеля, Гердера, Рикёра и других мыслителей. Главный вывод состоит в том, что человеческая субъективность является положительным фактором, который делает культурный и исторический анализ более многогранным. Особое внимание уделено ряду русских мыслителей, эффективно сочетавших философский и психологический подходы к пониманию феномена памяти. В статье подвергается критики концепция "коллективной памяти" как памяти условного "коллективного субъекта". На основании этой критики намечается персоналистическая концепция, согласно которой основной ценностью является не унификация культурной и исторической памяти, но ее согласованное многообразие.

Еще

Философия истории, объективность, субъективность, гуманность, человеческое как таковое, философия и психология памяти, бессознательное, проспективная память, личность, коллективная память, межличностное понимание

Короткий адрес: https://sciup.org/170174364

IDR: 170174364

Список литературы Философские проблемы культурно-исторической памяти (часть 2)

  • Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Том первый. М. 1992. С. 206-207.
  • Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Петербург. «Учитель». 1922. С. 64.
  • Психология памяти. Хрестоматия. М. ЧеРо. 2002. С. 243
  • Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. «Питер». 2011. С. 11.
  • Сэйтл С., Лилиенфельд С. Нейромания. Как мы теряем разум в эпоху расцвета науки о мозге. М. Издательство «Э». 2016.
  • Вико Д. Основания новой науки об общей природе Наций. Л. «Художественная литература». 1940. С.114.
  • Жан-Жак Руссо. Трактаты. М. Наука. 1969. С. 478.
  • Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? М. РОССПЭН. 2002. С. 137.
  • Бартошек М. Римское право. М. Юридическая литература. 1989. С. 244.
  • Страхов Н. Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. Изд. второе. СПб. 1894. С. 26.
  • Десятилетие министерства народного просвещения. 1833-1843. СПб. 1864. С. 4.
  • Ученые Записки Императорского Московского Университета. Январь-февраль. 1836. С. 303.
  • Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Изд. пятое. СПб. 1895. С. 108.
  • Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2. М. «Педагогика». 1979. С. 149-150.
  • Папроцки Г. Память Церкви // Память и история: на перекрестке культур. Киев. Дух i л^ера. 2009. С. 57.
  • Хюбнер К. Критика научного разума. М. РАН. 1994.
  • Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб. «Владимир Даль». 2002. С. 214.
  • Бакунин П. А. Основы веры и знания. М. Ленанд. 2016. С. 346-347.
  • Страхов Н. Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Книжка вторая. СПб. 1883. С. 10.
  • Рикёр П. История и истина. СПб., Алетейя, 2000.
  • Герье В. И. Философия истории от Августина до Гегеля. М. 1915.
  • Briefe zu Beförderung der Humanität. Aufbau-Verlag. Berlin und Weimar. 1971. Bd. 2.
  • Briefe zu Beförderung der Humanität. Aufbau-Verlag. Berlin und Weimar. 1971. Bd. 1.
Еще
Статья научная