Форматы понимания толерантности: педагогический аспект
Автор: Горбунова Полина Геннадьевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Образование в сфере культуры
Статья в выпуске: 3 (47), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются толерантные качества обучаемых и учителя, принципы формирования толерантности. Формирование толерантности ученика в образовательном процессе представлено через процессы индивидуализации и социализации, раскрыт педагогический механизм формирования толерантности.
Толерантные качества, деликатность, терпимость к ученику, нетерпимость к злу, любовь к педагогическому труду, толерантность и гуманизм, общепедагогические принципы формирования толерантности, педагогический механизм формирования толерантности
Короткий адрес: https://sciup.org/14489215
IDR: 14489215
Текст научной статьи Форматы понимания толерантности: педагогический аспект
Истоки понимания толерантности в педагогическом контексте нами усматриваются в педагогическом наследии Л.Н. Толстого, который проповедовал уважение прав детей, утверждая в педагогике принципы народности, гуманности и демократизма. В их практическом становлении и реализации он отводил исключительную роль учителю, полагая, что в его педагогическом воздействии нет места принуждению и жестким дисциплинарным наказаниям, то есть учителя, он видит наделенным толерантными качествами.
Размышляя о совершенном учителе, Л.Н. Толстой пишет: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» (8, с. 95).
Педагогические идеи толерантности Л.Н. Толстого развивает один из самых ярких представителей классической советской педагогики В.А. Сухомлинский. Он провозглашает, что в руках педагога и его созидательной деятельности находится величайшая ценность из всех ценностей мира — Человек (4, с. 78). Поэтому ответственность учителя за формирование личности огромная и «<...> чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению», именно такой совет по развитию толерантности дает учителю педагог-гуманист. Он заключает: «<…> настоящая любовь к воспитанникам — огромное, необратимое желание дать им то, что есть в вас доброго для вас самих» (5, с. 361).
Толерантность В.А. Сухомлинский (хотя он и не употребляет этого понятия) относил бы к ценностной категории и связывал ее с задачами и направлениями нравственного формирования учащихся. Такие представления базируются на природной сущности ребенка, его психологических осо- бенностях. Не случайно воспитание рассматривается им как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. При этом он считал, что если к моменту окончания школы, освоив предметные знания, ученик не способен различать добро и зло, а поступки делить на хорошие и плохие, то есть оценивать свое поведение и поведение других в соответствии с оппозицией «хорошо — плохо», то поставленные цели по формированию нравственных качеств личности нельзя считать достигнутыми (2).
В.А. Сухомлинский указывает на границы допустимого в безмерном желании и хотении человека получать от жизни все больше и больше. Он апеллирует к достоинству человека, поэтому восклицает: «Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям» (6, с. 162). Идеи толерантности В.А. Сухомлинского близки к религиозным постулатам христианства, развивают их, придают им более активную окраску. Возможно, в этом заключается их педагогическая сила, привлекательность и в современной российской действительности.
В становление системы воспитания, охватывающей все возрастные ступени развития личности, значительный вклад внес А.С. Макаренко. Он утверждал, что каждое воспитательное учреждение должно вырабатывать свой педагогический тон, воспитательную систему и стиль, то есть оно должно иметь свое лицо (педагогический имидж).
Одним из последователей А.С. Макаренко следует считать А.Г. Петрынина — директора психолого-педагогического учебновоспитательного учреждения — Центра педагогической реабилитации детей с девиантным поведением в Хабаровске. Его опыт был обобщен в педагогической литературе (7). Для нашего исследования он представляет интерес, поэтому рассмотрим его более детально.
А.Г. Петрынину удалось создать тип учреждения, который позволяет добиться единства и взаимообусловленности основных сфер личности — познавательной, тру- довой, социальной и семейно-бытовой. В структурном плане он создал уникальное учреждение, в котором формируется толерантность ученика и учителя. В него входят: общеобразовательная школа, учебнопроизводственный комплекс, блок внеклассной воспитательной работы, сектор медикопедагогической помощи, детский приют.
Педагоги центра свой педагогический стиль вырабатывают, создавая ситуации успеха, осознанно преодолевая вместе с воспитанниками их психологическую дезадаптацию, Педагог Центра — это доброжелательный советник, тактично помогающий воспитаннику и членам его семьи разобраться в возникающих у них проблемах, готовый найти приемлемый выход и решение в сложных ситуациях. Он толерантен. В результате все больше родителей и воспитанников начинают испытывать друг к другу уважение и доверие, а позитивные результаты их совместной деятельности начинают формироваться, благодаря согласованным усилиям всех участников процесса и, прежде всего, усилиям педагогического коллектива.
Известно, что в коммунарских идеях А.С. Макаренко значительное место отводилось «клубной педагогике», которая в настоящее время трансформировалась в теорию социально-культурной деятельности и концептуальные положения дополнительного образования.
В Центре функционируют кружки, клубные секции, любительские клубы примерно по 20 тематическим направлениям. В этих формированиях дополнительного образования воспитанники нивелируют и закрепляют свои ценностно-ориентационные представления, нейтрализуют проявления и последствия асоциальных явлений, развивают формы формального и неформального общения, формируют социально значимые качества личности толерантной направленности.
Основные педагогические принципы, постулируемые А.С. Макаренко: чем больше уважения к человеку, тем больше требовательности к нему; опора в воспитании человека на положительное в нем; рыцарское отношение к женщине; забота старших о младших; воспитание через пример и др. У нас есть основания отнести данные принципы к общепедагогическим принципам формирования толерантности личности.
Понимание толерантности А.С. Макаренко и его последователями не укладывается только в проявления терпимости и снисходительности в педагогическом взаимодействии учителя и ученика. Взаимодействие здесь более активно, поэтому толерантность выстраивается на оппозиции уважения и требовательности, доминировании положительного с учетом отрицательного. Толерантность здесь проявляется как забота и оказание всесторонней помощи воспитаннику, а поэтому в ней большую значимость приобретают ценностные императивы, такие как ценности согласия и ненасильственного разрешения педагогических конфликтов, ценности сострадания, сопереживания, сочувствия во взаимодействии ученика и учителя.
Педагогическое понимание толерантности значительно расширяется при сопоставлении понятий «толерантность» и «гуманизм». Понятия «толерантность» и «гуманизм» находятся в диалектической связи, выявление которой осуществлено в работах ряда российских философов и педагогов: А.Г. Асмолова, В.П. Розанова, М.К. Мамардашвили, В.А. Лекторского и др. Эти исследователи развивают идеи толерантности, формулируя принципы формирования установок толерантного сознания, тем самым расширяют направления понимания толерантности.
В.А. Лекторский рассматривает «терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог» (3). В его представлении толерантность заключается не только в уважении чужой позиции, но и в изменении своей в результате критического диалога. Как мы считаем, понимание толерантности в соответствии с содержательным наполнением принципа расширения собственного опыта и критического диалога является наиболее существенной для осознания толерантности в профессиональной деятельности любого специалиста социально-культурной сферы, включая и педагога-хореографа.
Педагогическая идеология расширения собственного опыта и критический диалог в образовательном процессе ориентирована на ряд ценностей: оценка учеников по их конкретным результатам и поступкам без учета их национальных и религиозных характеристик; каждый ученик имеет право на любые проявления национальных, религиозных чувств и действий в своем поведении и высказываниях в тех случаях, если они не противоречат социальным нормам и морали доминирующей национальной общности; ориентация в педагогическом процессе на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам воспитанников, если они не нарушают морально-правовые нормы социума.
Обращение к архетипам толерантности характерно и для педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, С.И. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, которые ратуют за гуманное отношение к воспитанникам. Они видят в них исключительную ценность и концентрируют свое внимание на развитие у них оригинальных мыслетехник и в конечном счете направляют свои педагогические усилия на развитие интеллектуального потенциала обучаемых.
В толерантном аспекте характерно введение Ш.А. Амонашвили в организационную основу педагогического процесса безусловных правил. Среди них: принятие личности каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей детей, воспитание и обучение с позиций уважения, достоинства и веры в