Формирование цифровой грамотности лиц предпенсионного и пенсионного возраста в условиях непрерывного образования

Бесплатный доступ

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Цифровизация всех сторон общественной жизни предъявляет новые требования к компетенциям гражданина в области информационно-коммуникационных технологий. Уровень сформированности этих компетенций существенно дифференцируется в зависимости от многих факторов, одним из ведущих факторов является возраст. Возникает проблема «цифрового разрыва» между различными поколениями, проявляющегося в различном уровне цифровой грамотности, соответственно особую актуальность приобретает вопрос поиска методов его преодоления. Цель исследования. Выявление структуры и функционала цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование цифровой грамотности лиц предпенсионного и пенсионного возраста; выбор педагогической технологии, которая может быть положена в основу функционирования такой среды; выявление роли социальных сетей в рамках этой среды. Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ педагогической литературы, сравнительный анализ опыта использования цифровой обучающей среды и игровых технологий в обучении лиц предпенсионного и пенсионного возраста, социологические опросы и интервью лиц предпенсионного и пенсионного возраста...

Еще

Непрерывное образование, цифровой разрыв, цифровая грамотность, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии в обучении, игровое обучение, лица предпенсионного и пенсионного возраста

Короткий адрес: https://sciup.org/140246452

IDR: 140246452

Список литературы Формирование цифровой грамотности лиц предпенсионного и пенсионного возраста в условиях непрерывного образования

  • Van Laar E., van Deursen, A. J. A. M. & van Dijk J. A. G. M., Jos de Haan. The relation between 21st-century skills and digital skills. Computers in Human Behavior: A systematic literature review. 2017. p. 72. URL: 10.1016/ j.chb.2017.03.010. DOI: 10.1016/j.chb.2017.03.010
  • Blažič B. J. & Blažič A. J. (2019), Overcoming the digital divide with a modern approach to learning digital skills for the elderly adults, Education and Information Technologies, 2019, pp 1-21. Springer International Publishing. URL: DOI: 10.1007/s10639-019-09961-9
  • Положихина, М. А. Информационно-цифровое неравенство как новый вид социально-экономической дифференциации общества. - Текст: электронный //Экономические и социальные проблемы России. - 2017. - № 2. Неравенство в современном мире: Экономический и социальный аспекты / ред.-сост. вып. О. Н. Пряжникова. - 142 с. - С. 119-142. - URL: http://inion.ru/site/assets/files/2708/2017_espr_2.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
  • Tsai H. S., Schillar R. & Cotton R. S. Social support and playing around: An examination of how older adults acquire digital literacy with tablet computers. Journal of Applied Gerontology, 2017, No. 36 (1), pp. 20-55.
  • António J. Osório. Assisting Elderly Non-computer-Literate People with Computer-Based Communications A. Tatnall (ed.), Encyclopedia of Education and Information Technologies, 2019. URL: DOI: 10.1007/978-3-319-60013-0_63-1
  • Лысак, И. В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва / И. В. Лысак. - Текст: электронный // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 7. - С. 129-135. - URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36743 (дата обращения: 15.09.2019).
  • Fenio Annansingh. Mind the gap: Cognitive active learning in virtual learning environment perception of instructors and students. Education and Information Technologies, 2019. URL: https://
  • DOI: 10.1007/s10639-019-09949-5
  • Kaufman K., Sauvé L., Renaud L., Sixsmith K., Mortenson B. Older adults' digital gameplay: Patterns, benefits, and challenges, Simulation & Gaming, 2016, vol. 47 (4), рр. 465-489. URL:
  • DOI: 10.1177/1046878116645736
  • Бояринов, Д. А. Адаптивное сетевое образовательное пространство: модели, технологии, принципы построения: монография / Д. А. Бояринов. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2018. - 200 с. - Текст: непосредственный.
  • Wortley et al., Wortley D., An J. Y. & Heshmati A. Tackling the challenge of the aging society: Detecting and preventing cognitive and physical decline through games and consumer technologies. Healthcare Informatics, 2017, No. 23 (2), pp. 87-93.
  • Cigdem Hursen. The effect of technology supported problem-based learning approach on adults' self-efficacy perception for research-inquiry, Education and Information Technologies, 2019, No. 24, pp. 1131-1145. URL: https://
  • DOI: 10.1007/s10639-018-9822-3
Еще
Статья научная