Этнология и археология. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. История

Публикации в рубрике (8): Этнология и археология
все рубрики
"Могильники с красной охрой" на территории Карелии: проблемы поиска и интерпретации

"Могильники с красной охрой" на территории Карелии: проблемы поиска и интерпретации

Герман К.Э.

Статья научная

Анализируются археологические объекты, интерпретируемые исследователями каменного века Карелии как «могильники с красной охрой». Специфика памятников заключается в практически полном отсутствии остатков человеческих скелетов из-за кислотности почвенных слоев, в которых не сохраняются органические материалы, а также расположение их на территории поселений периода каменного века. Поэтому погребения были выделены по следующим признакам: овально-вытянутая форма, небольшая глубина залегания (10-15 см), толщина слоя охристого песка составляет от 8-12 до 15-20 см, размеры варьируют от 0,9×0,4 до 2×0,55 м, ориентировка по странам света сильно различается; в слое части охристых пятен и линз присутствуют крупные окатанные гальки или валуны, рядом в единичных случаях зафиксированы небольшие кострища; в отдельных охристых пятнах и линзах отсутствует сопровождающий инвентарь, в других он разнороден: встречаются фрагменты неолитической керамики сперрингс или ямочно-гребенчатой, орудия и отходы из сланца, кремня, лидита и кварца, а также кальцинированные косточки животных; скелеты не сохранились, за исключением «могил с красной охрой» № 1, 27, 45 могильника Сандермоха (фрагменты двух берцовых костей и ребра) и стоянки Кладовец II (фрагмент фаланги пальца). Таким образом, объекты, интерпретируемые как«могильники с красной охрой»,не могут быть признаны таковыми ввиду отсутствия их детальной фиксации в ходе раскопок, которая не позволяет восстановить структуру захоронения, отчленение «захоронений» от жилых площадок, и отсутствия повторного антропологического анализа фрагментов костей человека.

Бесплатно

Артефакты с христианской символикой. Начальный этап христианизации европейского северо-востока

Артефакты с христианской символикой. Начальный этап христианизации европейского северо-востока

Кленов М.В.

Статья научная

В статье рассматривается коллекция артефактов в форме христианских символов или с нанесенными изображениями христианской символики. Все предметы получены при исследовании археологических памятников эпохи Средневековья на территории Республики Коми. Коллекция включает 38 единиц и хранится в фондах Музея археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (ИЯЛИ КНЦ УрО РАН). Находки датируются XII-XIII вв. Артефакты представляют большой научный интерес для изучения христианизации - одного из важнейших историко-культурных процессов, происходивших на севере и северо-востоке Европы в конце I - начале II тыс. н.э. В публикации определяется типологический и хронологический состав коллекции, приводятся аналогии из раскопок археологических памятников России. Согласно сложившейся церковно- историографической схеме становление православия на европейском северо-востоке начинается в XIV в. Однако ранний этап распространения христианства не нашел достаточного отражения в письменных источниках, что привело к необходимости широкого привлечения источников археологических. Артефакты с христианской символикой, найденные при раскопках погребальных памятников и поселений, указывают на знакомство древнего населения края с христианской культурой. Эти предметы позволяют предполагать начало процесса распространения идей христианства на европейском северо-востоке с XII в. Таким образом, можно говорить, что христианизация как исторический процесс начинается вместе с древнерусской колонизацией в начале XII в. с проникновением носителей христианской культуры на территорию региона и основания ряда поселений, ставших центрами притяжения населения. Распространение предметов с христианской символикой и идей христианства было связано в первую очередь с обитателями крупных поселений в долинах рек Выми и Вычегды, основанных выходцами с территории Руси.

Бесплатно

Гигиенические традиции селькупов

Гигиенические традиции селькупов

Степанова О.Б.

Статья научная

Исследование посвящено традиционной гигиене селькупов - одного из малочисленных народов Севера. Селькупские гигиенические традиции рассматриваются с двух позиций: через призму мифологических представлений и в свете их обусловленности природной средой и историческим моментом. В результате исследования было установлено, что все выделения и «вырастания» из человеческого организма (кал, пот, моча, слюна, ногти, волосы и т.д.), формирующие вместе с отношением к ним человека сферу бытовой гигиены, в традиционном мировоззрении селькупов трактуются душой/жизненным началом, посредством которого реализуется идея круговорота жизни во Вселенной. Мифологическое осмысление выделений и «вырастаний» как элементов, отвечающих за жизненность человека, нашло непосредственное отражение в селькупских гигиенических традициях. К калу и моче на полу жилища, поту, который никогда не смывался с тела и не состирывался с одежды, к слюне на вытертых ею тарелках, к нестриженым, нечесаным и завшивевшим волосам селькупы не испытывали неприязни, но относились со страхом к нарушению даже одного из правил подстригания ногтей. Формирование гигиенических навыков, как и их мифологического толкования происходило под воздействием природной среды, в которой жили предки селькупов. Селькупская приспособленность к суровым природным условиям Севера была максимально возможной и долгие века не подводила этот народ. Ее внешняя оценка упала с «актуальной» до «антисанитарной», когда к селькупам вместе с русской колонизацией пришли эпидемические заболевания и традиционная гигиена не смогла им противостоять.

Бесплатно

Гносеологические основания социальных реконструкций в археологии

Гносеологические основания социальных реконструкций в археологии

Ковтун С.П., Каймашникова Е.Б.

Статья научная

Один из основных источников реконструкции социальной структуры дописьменных обществ - погребальные памятники. Для анализа их материала применяются количественные методы, в том числе многомерной математической статистики. Однако теоретические проблемы взаимодействия математической модели с предметными структурами социального объекта недостаточно разработаны в археологии. Статья посвящена одной из них - влиянию познавательной структуры субъекта на процесс математического моделирования объекта социальных реконструкций - погребального обряда. Для изучения гносеологических оснований реконструкции социальной структуры по материалам древних некрополей использовались формально-логический и сравнительный подходы. Погребальный обряд рассматривался с позиции семиотического, структурно-функционального подходов. В статье представлена общая характеристика теорий, использующихся для формирования гносеологических и гипотетико-дедуктивных оснований социальных реконструкций. Выделяется ряд гносеологических условий отбора эмпирических данных, участвующих в формировании содержания онтологических характеристик математической модели погребального обряда. Впервые исследуется зависимость между теоретико-методологической позицией исследователя и процессами отбора, группировки признаков, интерпретацией результатов моделирования данных погребального обряда. Делается вывод о возможной детерминированности гипотетико-дедуктивными предпосылками исследования выявленных через математические конструкты причинно-следственных взаимосвязей. Продемонстрировано, как изменение теоретического контекста интерпретации меняет социальный смысл семиотических конструктов математической модели. Объективность логико-конструктивных характеристик итоговой модели, по мнению авторов, зависит от того, насколько методологическая теория анализа данных конгруэнтна реконструируемой реальности. Дальнейшая перспектива исследования видится: 1) в формировании междисциплинарных операциональных понятий, позволяющих перейти от эмпирических данных к гносеологическим конструктам; 2) выявление способов минимизации влияния субъективных структур на результаты математического анализа археологического материала.

Бесплатно

Каменный инвентарь Юрьинского неолитического поселения (Кокшаровский торфяник, Среднее Зауралье)

Каменный инвентарь Юрьинского неолитического поселения (Кокшаровский торфяник, Среднее Зауралье)

Сериков Ю.Б.

Статья научная

В статье детально анализируется комплекс каменных изделий с Юрьинского поселения, раскопки которого проводились В. Ф. Старковым в 1964 г. Поселение расположено на южном берегу Кокшаровского торфяника (Свердловская область). В его центре находится известный культовый памятник эпохи неолита - Кокшаровский холм. На поселении присутствует незначительная примесь каменных изделий мезолита и энеолита. Мезолит представлен микронуклеусами и пластинками-вкладышами. Энеолитический комплекс состоит из единичных наконечников стрел и пластин правильного гранения из редких видов яшмы. Основная часть каменного инвентаря относится к неолитической эпохе. Технология расщепления камня была ориентирована на получение пластин шириной 1,5-2,5 см. Обработка пластин производилась преимущественно дорсальной ретушью. Пластины служили исходным полуфабрикатом для изготовления ножей, наконечников стрел, дротиков, скребков и острий. Двусторонняя ретушь использовалась для обработки наконечников стрел и ножей. Для изготовления рубящих орудий (топоров и тесел) и ножей применялась и абразивная техника. Из других изделий на поселении выявлены абразивы, заготовки орудий, лощила, песты, отбойник и рыболовные грузила. Особенностью комплекса является присутствие в нем большого количества (до 57 %) камней без обработки, галек и обломков. На поселении использовалось разнообразное минеральное сырье, полученное из местных источников. Почти на 30 % изделий сохранилась первичная корка. В коллекции преобладают изделия из серой кремнистой породы, кремнистого сланца и вулкано-миктового песчаника. Реже применялись кремень, халцедон, кварц, яшмы, кварцит, гранодиорит, песчаник, сланец. Единично использовались туф, сердолик и асбест.

Бесплатно

Комплексы III века гляденовской культуры Пермского Прикамья (к вопросу об интеграции в систему связей Восточной Европы)

Комплексы III века гляденовской культуры Пермского Прикамья (к вопросу об интеграции в систему связей Восточной Европы)

Перескоков М.Л.

Статья научная

Рассматривается проблема связей населения Среднего Прикамья со степным населением Южного Приуралья позднесарматского культурного круга на основе анализа ременных гарнитур, а также некоторых деталей конской упряжи и вооружения. Анализируются предметы из погребальных комплексов ранней части Мокинского могильника в Пермском Прикамье. Погребения датированы III в. н.э. Находки из комплексов рассмотрены в контексте аналогий из сопредельных археологических культур и позднесарматских комплексов. С этого времени данные связи в значительной степени определяют облик ряда сторон материальной культуры населения территории Прикамья. Комплексы ранней части Мокинского могильника, и их историко-культурный контекст, иллюстрируют сложные социо-экономические процессы, происходившие в регионе на позднем этапе гляденовской культуры. В этот период активизируются миграционные процессы (как внутренние локальные миграции, так и внешние), связанные с изменением климатических условий и с событиями начала эпохи Великого переселения народов. Характер наборов инвентаря в погребениях Мокинского могильника говорит о том, что они поступили в Прикамье в собранном виде, в месте с их носителями, а не являются торговым импортом. Появление таких комплексов может быть связано с проникновением в Прикамье небольших групп степного населения, которое, попав в регион, интегрировалось в местные общины и заняло в них доминирующую роль. Выстраиваются новые экономические связи, которые характеризуются полноценным включением территории Прикамья в систему торговых отношений Восточной Европы. Овладение выплавкой латуни местным населением стало новым технологическим уровнем развития цветной металлургии в регионе.

Бесплатно

Новые находки с изображением медведя из Кипчаковского археологического комплекса (лесостепное Предуралье)

Новые находки с изображением медведя из Кипчаковского археологического комплекса (лесостепное Предуралье)

Овсянников В.В., Зубов С.Э.

Статья научная

Кипчаковский археологический комплекс находится на северо-западе Башкортостана и представляет собой один из самых ранних центров пьяноборской культуры. Именно на его примере возможно рассматривать процессы, связанные с самым началом появления и формирования пьяноборских культурных традиций. Сказанное касается также традиции использования в пьяноборском костюмном комплексе изображений медведя. В данной статье рассматриваются две новые находки металлических предметов костюма с изображением медведей из Кипчаковских могильника и городища. Бронзовая накладка с двумя протомами медведей найдена случайно на площадке городища. Бронзовая пряжка с полнофигурным изображением медведя происходит из закрытого погребального комплекса Кипчаковского могильника. Накладка с территории городища находит аналогии в кара-абызских древностях III-II вв. до н.э. Пряжка с полной фигурой медведя - в пьяноборских и кара-абызских комплексах рубежа эр. Авторы статьи приходят к выводу, что оба изображения относятся к одной генетической линии развития изображений медведя. В этой генерации ими выделяются две типологические группы подобных изображений. Связующим звеном между этими двумя группами является изображение трех медведей на поясном крючке из погребения Кипчаковского могильника. Ранняя группа, датируемая III-I вв. до н.э., сформировалась в кара-абызской культуре под влиянием скифо-савроматского звериного стиля. Поздняя группа рубежа эр получила широкое распространение уже в пьяноборской среде и генетически связана с ранней. Авторами также акцентируется внимание на исключительной роли в этом процессе Шиповского и Кипчаковского археологических комплексов.

Бесплатно

Этносоциальные особенности хозяйства служилых мишарей Южного Урала в XVII-XIX веках

Этносоциальные особенности хозяйства служилых мишарей Южного Урала в XVII-XIX веках

Кильмаматов Р.Р., Шаяхметов Ф.Ф.

Статья научная

В данной статье предпринята попытка осуществления комплексного анализа основных направлений и специфики хозяйственной деятельности южноуральских служилых мишарей (мещеряков) в XVII-XIX вв., которые появились в регионе вместе с другими служилыми людьми, призванными для защиты края. Актуальность темы определяется как практическим отсутствием в отечественной и зарубежной историографии подобных работ по мишарям Южного Урала, так и важностью исследования хозяйства служилого сословия, сочетавшего военную службу с хозяйственной деятельностью. В работе рассматриваются взаимосвязь военной службы и хозяйственной деятельности мишарей, условия и возможности для ведения хозяйства в разные периоды исследуемого времени. Показано, что на начальном этапе переселения наличие в южноуральском регионе большего количества, чем в местах исхода мишарей в Среднем Поволжье, пригодных для земледелия и скотоводства пространств, а также наделение служилых мишарей правительством некоторыми льготами и привилегиями, способствовало их хозяйственному преуспеванию. В горностепном Зауралье ввиду климатических условий и под влиянием башкир часть мишарей перешла к полукочевому скотоводству. В дальнейшем, с усилением позиций российской администрации в крае мишарей постепенно обложили рядом денежных и натуральных повинностей, а их военная служба становилась все более обременительной, что не могло не сказаться на их хозяйственной деятельности. Особое внимание исследователи уделяют анализу указанной проблемы в кантонный период, когда военно- бюрократическая система Российской империи, доведенная до универсального состояния, регламентировала не только условия военной службы, но и напрямую управляла хозяйственными делами мишарского сословия. Проводя курс на постепенный перевод всех жителей кантонов к земледелию, правительство способствовало сокращению роли скотоводства в хозяйстве мишарей и оседанию тех, кто стал полукочевниками. Авторы статьи констатируют, что служилые мишари, успешно сохранив прежние черты хозяйственной деятельности, на Южном Урале приобрели и некоторые новые, отличающие их от мишарей, проживающих в Среднем Поволжье.

Бесплатно

Журнал