Идеи свободы и ответственности личности в отечественном и зарубежном кинематографе 60-80-х годов XX века

Автор: Пугачева Людмила Геннадиевна, Сахно Дмитрий Александрович

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Теория и история культуры

Статья в выпуске: 5 (91), 2019 года.

Бесплатный доступ

Экзистенциальная проблематика становится смысловой интенцией кинематографа 60-80-х годов ХХ века. Первая из основных причин этого - растущий интерес как культурной элиты, так и широких масс к исследованию внутренней территории сознания (границ чувств, воли, разума, феноменов свободы, жизни, смерти), что находит выражение в новых формах музыки, театра, литературы, живописи и кино 60-80-х годов ХХ века. Поставщиком новых тем и идей в этот период являлись в большой степени философия Франкфуртской школы (фрейдомарксизма) и экзистенциализма. Традиция Франкфуртской школы философии сработала в социокультурном пространстве как катализатор процесса осознания «массовым человеком» самого себя в качестве «массового» и тем самым повлияла на развитие личности в направлении осознанности повседневного существования. Вторая причина: универсальный (образный, мифоподобный) способ подачи материала в формате кино позволил любому - «массовому» необразованному индивиду через механизм обратного мимесиса осознать себя в качестве смертного, свободного, онтологически одинокого, но и находящегося во взаимосвязи с другими существа. Естественная идентификация «простого человека» с художественным образом в кино и порождает в 60-80-х годах ХХ века эффект массового переосмысления жизни, обуславливает развитие идеи индивидуального выбора и трансцендирования своего места в социокультурном пространстве. Благодаря искусству кино происходит широкое развитие нового для массовой культуры измерения человека: внутренней свободы в смысловом поле диалога человека и символов культуры, человека и образов его внутреннего мира, человека и истории.

Еще

Личность, культура, общество, кинематограф, экзистенциализм, свобода, ответственность, элитарная культура, массовая культура, социокультурное пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/144160853

IDR: 144160853   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10303

Список литературы Идеи свободы и ответственности личности в отечественном и зарубежном кинематографе 60-80-х годов XX века

  • Большая советская энциклопедия: [в 30 томах] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е издание. Москва: Советская энциклопедия, 1969-1978. Том 16.
  • Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для обучения. Москва: Алгорит: Алгоритм: Эксмо, 2005. 476 с.
  • Кудрявцев С. 3500: книга кинорецензий: [в 2 томах] // Сергей Кудрявцев представляет авт. кн. кинорецензий. Москва, 2008. Том 1.
  • Кьеркегор С. Или - или / пер. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. Санкт-Петербург: РХГА; Амфора, 2011.
  • Фромм Э. Здоровое общество // Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма: [перевод / сост. и авт. послесл. А. М. Руткевич]. Москва: Юристъ, 1995. 623 с.
  • Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с немецкого. Москва: Ad Marginem, 1997.
  • Bringing Out the Dead: Scorsese's Sordid Everyman Returns. Michael Atkinson. Available at: https://www. villagevoice.com/2004/12/28/bringing-out-the-dead-scorseses-sordid-everyman-returns
Статья научная