Императив bona fides и проблемы использования инвективы в политической борьбе поздней Римской Республики

Автор: Держивицкий Евгений Викторович, Перов Вадим Юрьевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена этическим аспектам политической борьбы в поздней Римской республике, когда жанр инвективы получил очень широкое распространение, став привычной частью публичных дискуссий. Гай Саллюстий Крисп, Марк Туллий Цицерон и другие известные политические деятели в своих инвективах доходили до взаимных оскорблений, пытаясь представить своих политических противников в качестве абсолютно аморальных субъектов. В ход шли обвинения не только в политической несостоятельности, но одновременно обличались все стороны частной жизни оппонентов. Авторы статьи доказывают, что подобная практика была основана на специфическом понимании добродетельной жизни в римском обществе, которая существовала как своеобразный синтез частной и публичной морали. Анализ характерных черт общественной жизни данного периода позволил выявить важную роль понятия добросовестности (bona fidas), которая может рассматриваться как аналог совести, возникшей в последующем христианстве. Именно добросовестность выступила связующим звеном между почитанием близких (pietas), возникшим в рамках личных семейных моральных отношений, и общественно значимыми гражданскими добродетелями (civic virtue). В результате произошло слияние этих двух моралей, когда почитание стало распространяться на публичные отношения, а гражданские добродетели превратились в моральные характеристики личности. Добросовестность выступила основанием как для формирования личного доверия, так и для существования Римского государства (res publica). Авторы статьи показывают, что эти обстоятельства способствовали широкому распространению инвектив, в которых констатация аморальных качеств оппонента означала не только дискредитацию его как личности, но и вела к уничтожению его как публичного политического деятеля, что обеспечивало победу в политической борьбе.

Еще

Добросовестность, инвектива, доверие, мораль, гражданские добродетели, римская республика, политическая борьба

Короткий адрес: https://sciup.org/147215777

IDR: 147215777   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.14

Список литературы Императив bona fides и проблемы использования инвективы в политической борьбе поздней Римской Республики

  • Бибиков, А.И. (2015) «Принцип добросовестности в цивилистской доктрине и судебной практике: проблемы толкования», Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2.
  • Горенштейн, В.О., пер. (1981) Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. Москва.
  • Горенштейн В.О., пер. (1993) Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Москва.
  • Горенштейн В.О., пер. (1994) Цицерон. Диалоги. Москва.
  • Егоров, А.Б. (1985) Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Ленинград.
  • Карлявин, И.Ю. (2015) «Методологическое значение категория fides (совесть) и bona fides (добрая совесть) в римском частном праве», Lex Russica 1 (XCVIII).
  • Кнабе, Г.С. (1986) Древний Рим - история и повседневность. Москва.
  • Кнабе, Г.С. (1991) «Проблема Цицерона», П. Грималь. Цицерон. Москва.
  • Кнабе, Г.С. (2006) Избранные труды. Теория и история культуры. Москва-Санкт-Петербург.
  • Краковяк, А.С. (2006) Архетипы сознания и литературный жанр: в поисках источников жанра инвективы. Вестник ОГУ 11.
  • Муромцев, С.А. (1883) Гражданское право Древнего Рима. Москва. Шампаньи, Ф. (1882) Цезари. Москва.
  • Ciceron (1989) La République. Paris.
Статья научная