Инфантилизм культуры и демонизация бытия (к прояснению проекта героического искусства М.К. Мамардашвили)
Автор: Поляков Александр Валерьевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3 (43), 2020 года.
Бесплатный доступ
Анализируется используемое М.К. Мамардашвили противопоставление инфантильного сознания и героического искусства. При подробном рассмотрении феномена инфантильного сознания обнаруживается ряд принципов, лежащих в его основе. К таковым относится принцип тождества мышления и бытия в логическом его истолковании. В ходе изучения того, как данный принцип порождает области отсутствующего жизненного опыта (со стороны мышления или со стороны чувства), демонстрируется, как из него вырастает другой - принцип непознаваемости бытия, или демонизации бытия. Особое внимание уделяется тому, как в таких условиях человеком взамен констатации немыслимости ситуации и процедуры самоопределения в мышлении производится процедура оценивания (немыслимость ситуации оценивается негативно и в таком виде закрепляется в мышлении). На основе данных выводов описывается ситуация, в которой под героизмом понимается нечто чуждое тем смыслам, которыми Мамардашвили наделяет положение о героическом искусстве. Чуждым является то, что в этой ситуации героизм выражается в качестве защиты от непознаваемости бытия. Делается акцент на важном для Мамардашвили принципе рацио, который состоит в удержании конечной аподиктичной формы между двумя полюсами - непознаваемого в чувственном опыте и непознаваемого в мышлении, с помощью этого принципа проясняется смысл его высказываний о героическом искусстве.
Мамардашвили, инфантилизм, героическое искусство, философия жестокости, декарт, кант, спор о древних и новых, действительность, возможность, время, бытие
Короткий адрес: https://sciup.org/147229593
IDR: 147229593 | DOI: 10.17072/2078-7898/2020-3-395-403
Список литературы Инфантилизм культуры и демонизация бытия (к прояснению проекта героического искусства М.К. Мамардашвили)
- Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.: Высш. школа, 1963. 120 с.
- Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003. 640 с.
- Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. М.: ИФ РАН, 2007. 231 с.
- Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2006. 512 с.
- Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н.О. Лосского. М.: Мысль, 1994. 591 с.
- ЛосевА.Ф., Тахо-ГодиА.А. Примечания // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2 / пер. с древнегреч.; общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. С. 413-509.
- Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии (Опыт физической метафизики). СПб.: Азбука, 2012. 320 с.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс-Культура, 1993. 352 с.
- Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. СПб.: Азбука, 2014. 256 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. 432 с.
- Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2017. 512 с.
- Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. Т. 2. 1232 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация: выступления и доклады. СПб.: Лениздат, 2014. 384 с.
- Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. СПб.: Азбука, 2011. 284 с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / пер. с фр. А. Санина // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С.319-345.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем.; сост. В.В. Бибихин. СПб.: Наука, 2007. С. 266-306.
- Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта. М.: Культурная революция, 2007. 296 с.