Интенсификация проблемного обучения посредством технологий на основе больших языковых моделей ИИ
Автор: Тедеева Л.Н., Рогачев А.Ф., Руднева А.А.
Журнал: Известия Волгоградского государственного педагогического университета @izvestia-vspu
Рубрика: Методологические основы и тенденции развития образовательного процесса
Статья в выпуске: 3 (196), 2025 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрены ключевые вопросы совершенствования проблемного обучения посредством искусственного интеллекта. С учетом достижений отечественной педагогики и мировой практики внедрения искусственного интеллекта в социальные связи и коммуникативное пространство определены пути совершенствования проблемного обучения в системе среднего профессионального образования. Обоснованы перспективные тенденции применения технологий на основе больших языковых моделей ИИ. Искусственный интеллект рассматривается как ресурс образовательной системы, обеспечивающий повышение эффективности образовательной деятельности как обучающихся, так и преподавателей.
Проблемное обучение, интеллектуальные информационные системы, электронно-обучающая среда, большие языковые модели, среднее профессиональное образование
Короткий адрес: https://sciup.org/148330627
IDR: 148330627
Текст научной статьи Интенсификация проблемного обучения посредством технологий на основе больших языковых моделей ИИ
подвержена влиянию всеобщей цифровизации и электронизации, изменяется и содержание социальной роли человека. «ИИ является неотъемлемой частью современного общества, что подразумевает особое внимание к проблемам организации образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации образования» [16, с. 262].
Для осуществления поддержки образовательной деятельности, в том числе в среднем профессиональном образовании (СПО), применение интеллектуальных информационных систем помогает в развитии коммуникативных способностей всех субъектов образовательной деятельности, способствуя решению сложных задач, углублению самообразования и ускорению оперативности принятия решений. Как отмечается в материалах ИИТО ЮНЕСКО, «эффективное использование искусственного интеллекта, данных и аналитики, а также машинного обучения может позволить преподавателям сделать процесс обучения более увлекательным за счет применения технологий погружения в виртуальную среду путем создания индивидуальных учебных программ для каждого обучающегося на основе использования аналитических данных, полученных в результате применения этих технологий и расширенного интеллекта» [1, c. 22].
Педагогическая практика взаимодействия с множеством субъектов обучения не статична, она пребывает в повседневном поиске наиболее эффективных форм и методов преподавания. Разумность планирования педагогической деятельности проявляется в сообразно подобранных методах и средствах организации учебной деятельности студентов. Образовательные стратегии максимального развития интеллекта, способности к самоанализу, осмыслению и переосмыслению предметно-социальных отношений с окружающим миром формируются в определенную технологию и применяются в зависимости от условий протекания учебного процесса.
В настоящих условиях смены парадигмы образования и обновления электроннообучающей среды (ЭОС) применение образовательных технологий требует пересмотра и обоснованности изменения методов и подходов в обучении. Обучение информатике, компьютерное прогнозирование и конструирование, использование интернета и технологии обучения в цифровой образовательной среде при переходе общества к информационному типу рассматривается в работах А.Н. Сергеева, И.В. Гермашева, Е.В. Даниль-чук [6; 13]. Эффективность прохождения практики по средствам анализа цифрового следа рассматриваются Т.К. Смыковской [15]. Непосредственный вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлин-ский, Т.В. Кудрявцев [3; 8; 10; 12]. Отметим и подходы М.Н. Скаткина, которые классифицировали методы проблемного обучения [14]. Теория и методика проблемного обучения разработана на основе исследования Л.С. Выготского о связи сознания личности и внешнего мира, на основе теории развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Зан-кова и др. [5; 7].
Зарубежные исследователи конца XX – начала XXI века в контексте отечественной педагогики обосновали, что отсутствие удовольствия от процесса обучения является одной из главных причин, препятствующих реализации личностного потенциала обучающихся [18]. Правильное построение дидактических процессов стратегически определит эффективные формы и средства обучения для личностного развития обучаемого.
Целью настоящего исследования является обоснование перспектив применения современных средств ИИ, в частности , больших языковых моделей (LLM) в технологии проблемного обучения.
Для достижения цели необходимы выработка педагогического алгоритма эффективного использования цифровых технологий, исследование оптимальных методов и средств применения больших языковых моделей ИИ в технологии проблемного обучения, а также дидактическое обоснование продуктивности проблемного обучения в среднем профессиональном образовании посредством ИИ.
В основу методологии проведения исследования положен системный подход, изучение научной и методической литературы по проблеме исследования, контекстный анализ с использованием элементов нейропоиска РИНЦ, а также монографический метод.
Технология проблемного обучения применима в разных типах, этапах учебного занятия и во всех уровнях образования. Критика давно устоявшейся формы работы со студентами (лекции) имеет смысл и обоснованность. Лекционные занятия монотонны, неинтересны, без какой-либо рефлексии. Появился смысл добавить к лекции проблемность, но тогда организация проблемной лекции потребует от преподавателя не только определения самой проблемы, ее места в науке и в будущей профессиональной деятельности студента, но и подбора возможных вариантов решения. Цель проблемной лекции – побудить к самостоятельному поиску решений, допуская возможные ошибки в процессе поиска и своевременно исправляя их. Только в таких условиях появится желаемая рефлексия, мотивация и самостоятельность в приобретении знаний. Проблемные ситуации в ходе семинаров и практических работ включают методы формирования собственной мысли, а учебная деятельность превращается в самостоятельный поиск.
Ведущим субъектом в использовании ИИ является обучаемый, который становится получателем готовой услуги в автоматическом режиме. Преподаватель осуществляет непосредственное взаимодействие с продуктом информационной модели и контролирует риски неоправданных стратегий, выбранных машиной.
Принимая существование ИИ-систем как данное, нужно понимать, что их количество обширно и постоянно увеличивается. Нейросети хороши тем, что даже с простой архитектурой могут аппроксимировать любую функцию с произвольной заданной точностью, опережая слово или картинку. Паттерны LLM, а также сверточные нейронные сети (CNN) для обработки изображений очень близки к работе мозга человека: они обнаруживают связь входа и выхода. Однако модель может дать сбой в проверке правильности тестовых вопросов или искажения изображения, она даже может объяснить свой выбор, при этом пояснения будут убедительными, но бессмысленными, не связанными с реальной причиной.
Для образовательной системы не столь важно понимание того, что происходит внутри модели, каков алгоритм принятия ее решений. Сама модель обобщает знания (генерализирует), усваивает навык или просто запоминает и симулирует понимание. Интерпретацией процессов, происходящих внутри модели, могут заниматься компании-разработчики. Пользователей-педагогов интересует конечный конкретный продукт, адаптированный к процессу обучения и гарантии достоверности. Важно не ошибиться в подборе модели нейросети для конкретного вида учебной деятельности, не потерять контроль над процессом общения и правильностью полученных знаний.
К языковым моделям класса LLM (Large Language Model) относятся GPT OpenAI (GPT-3.5 и GPT-4 в ChatGPT), PaLM и Gemini от Google (Bard), Copilot от Microsoft и др. Они оперируют частями слов (токенами), получают на входе текстовый запрос (промпт) и предсказывают последующее слово, модели обучены на огромных корпусах данных для понимания и обработки текста по запросу пользователя. Предназначены такие модели для понимания и создания текста, похожего на человеческий. LLM охватывают широкий спектр задач в распознании связей между словами и генерацией вероятного ответа: от ответов на вопросы и обобщения текста до проведения бесед.
Системы эвристического поиска включают робототехнические, оптического распознавания (CV), геймификационные системы и системы общения (обработки текстов, речевого общения, машинного перевода, генерации музыки и др.). Система виртуальной реальности обеспечивает трехмерную визуализацию и анимацию, занимая все поля зрения, создавая объемное изображение, с возможным реагированием на поворот го- ловы и движение глаз. «Развитие этих и подобных средств привело к появлению качественно новых эффектов, которые ранее не наблюдались» [11, с. 85]. Речь идет об эффектах присутствия и личного участия в наблюдаемых пользователем событиях и погружения в модель реальности.
Система приемов целенаправленного воздействия на мыслительную деятельность обучаемых при их максимальной самостоятельности в решении проблемных задач или анализе проблемной ситуации в несколько раз становится эффективнее, если мотивация основана на применении ИИ-систем. Однако уместным будет утверждение о том, что модели LLM остаются вспомогательным инструментом в обучении, но не занимают статус единственно верного.
Итак, содержательная сторона технологии проблемного обучения базируется на проблемной ситуации и учебной проблеме. Как средство организации обучения проблемная ситуация создает эндогенные условия для включения мыслительных процессов. Как пишет И.Я. Лернер, «стихийное овладение умственными операциями только благодаря структуре содержания информации в должной мере не обеспечивает усвоения знаний» [9, с. 5]. В данном случае активное усвоение знаний и умений определяется решением неизвестного (неизвестной цели, неизвестного объекта и субъекта, неизвестных условий) или рассогласованностью информации (конфликт, опровержение, несоответствие, неопределенность, коллизия). Методы создания проблемных ситуаций актуализируют умение за отдельным фактом или явлением видеть закон. Побуждающей составляющей к умственному поиску становится учебная проблема. В этом плане учебная проблема понимается как отражение логического и психологического противоречия в процессе усвоения сущности неизвестного. Психологическая основа проблемной ситуации определяет деятельность обучающихся, педагогическая – организацию учебного процесса.
Конструирование дидактического содержания материала в проблемном обучении требует особого вида мотивации, поэтому применение ИИ должно адекватно отвечать требованиям образовательной технологии в моделировании научных коллизий сообразно учебному материалу. Методическим приемам автоматизированного создания и генерации описания проблемных ситуаций вполне могут быть обучены модели класса LLM. Если же проблемные ситуации создает сам преподаватель, то LLM может помочь расширить поиск научных коллизий в рамках определенной учебной дисциплины. Например, по обществознанию 10–11 кл.: массовая культура и массовое сознание в оценке «политики», «морали» и «этики»; противоречия морали «наемника» (выполняю только то, за что платят политики, и альтернатива – не выполняю того, о чем просят политики); поиск коллизии в принципе отстраненности от всякой политики, что выражает отрицательное к ней отношение, но в полном осознании логики общественного развития – ни одна цивилизация не отрицает политику как таковую [2].
Из курса истории XX века рассматриваются коллизии политических игр и экспериментов, которые не добавили политике авторитета, но ее позиции в общественной жизни наоборот усилились. В контексте указанных противоречий нейросеть ЯндексGPT выдает следующие примеры из мировой и отечественной истории: «1. Тоталитарное господство и практики геноцида. Проявлением этого стала попытка Гитлера построить в Центральной и Восточной Европе колониальную империю, подчиняющую, уничтожающую и порабощающую народы этих территорий. 2. Российская гражданская война 1918–1921 годов. Она представляла собой целый набор конфликтов: революционная война советского государства с международной коалицией его врагов, классовая война городского пролетариата с промышленной и аристократической элитой, национальная война русских с нерусскими народами и социальная война города с деревней»*.
В данном случае поисковые и исследовательские методы в рамках технологии проблемного обучения подводят обучающихся к самостоятельному поиску и необходимости исследования проблемы через подбор фактов- доказательств, проявляя творчество в овладении и применении новых знаний. Вернемся к примерам исторических коллизий, которые выбрала нейросеть Яндекс. В первом случае студент ищет доказательства гитлеровскому порабощению народов Европы, во втором – доказывают сомнения социальной войны города и деревни в период Гражданской войны в России и корректируют признанное отечественной исторической наукой название войны с уточнением хронологических рамок.
Базовые методические приемы создания проблемных ситуаций представлены в таблице.
Таблица
Систематизация приемов создания проблемных ситуаций с использованием LLM
Методический прием |
LLM |
Предполагаемый результат |
Механизмы устранения противоречий |
Решение предложенного противоречия |
GPT-4 |
Самостоятельный поиск решения, устранение ошибок. |
Изучение теории может опираться на имеющийся жизненный или бытийный опыт. |
Столкновение противоречия теории с практической деятельностью |
GPT o1 |
Поиск несоответствия между новыми фактами и результатами познания. |
Устаревшие методы и теории оказываются не в состоянии объяснить новые факты. |
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос / рассмотрение явления с различных позиций |
GPT-4 |
Расширение области собственных знаний, формирование убеждений. |
Позиция субъекта своего обучения. |
Сравнение, сопоставление, обобщение фактов |
GPT o1 |
Формирование умения делать выводы. Развитие навыков исследовательской деятельности. |
Применение аналитических способностей. Развитие коммуникативных компетенций. |
Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными направлены на преодоление психологической инерции. Тут наиболее важной функцией проблемного обучения становится мотивация студентов, особенно в разделе изучения нового материала.
Основная задача – помочь человеку обнаружить знание в себе, а не преподнести ему готовое, тогда и степень мотивации увеличивается во много раз. Проблемное обучение не репродуктивная деятельность, а эвристическая, дающая возможность самореализоваться в процессе обучения. Так как различие проблемных ситуаций определяется содержанием неизвестного, по уровню проблемности и по виду рассогласования информации, то это контролирует преподаватель. Трудности при организации проблемного обучения должна решить соответствующая модель ИИ: применение одного или нескольких алгоритмов для решения разного типа задач, неумение обучаемых выделять главные аспекты в проблемной задаче, несамостоятельность студентов и ожидание помощи, низкая мотивация студентов к обучению, недостаточная их активность [17].
Таким образом, информационно-технологические подходы в образовании изменяют способы передачи знаний, их объем, структуру учебного материала, скорость нахождения информации. Применение искусственного интеллекта в технологии проблемного обучения способствует автоматизации постановки и решении учебных задач, повышению эффективности усвоения знаний и развитию операционных мыслительных умений.
В то же время в условиях цифровизации образования важно не потерять контроль над тем, чтобы проблемность обучения не подменялась видимостью личностного осмысления и самостоятельного нахождения решения. Субъективный поиск, тем более открытие истины, имеет достаточное количество тормозящих факторов. Одним из наиболее распространенных факторов торможения является переложение самостоятельности поиска и принятия решения на специализированную модель ИИ. Все больше современные школьники и студенты теряют смысл в необходимости выработки навыка преодоления препятствий в решении учебных задач, поэтому технология проблемного обучения, подкрепленная цифровой технологией, превращается в мощный инструмент развития навыков креативности, критического мышления, саморегуляции поведения, осведомленности и цифровой грамотности.
Мотивация учения в разы повышается, если обучающийся заинтересован и увлечен процессом, в результате этого и память более продолжительное время сохраняет знания. Отсутствие у студентов инсайта, желания отправится в поиск, даже при условии усидчивости и настойчивости, приводят к неполноценной реализации личностного потенциала, поэтому применение моделей ИИ в технологии проблемного обучения не осложняет образовательный процесс, а делает его увлекательным и благоприятным.