Интерпретация онтологического аргумента в философской теологии Чарльза Хартсхорна

Автор: Ворохобов Александр Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 1 (96), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье концептуализируется и анализируется интерпретация онтологического аргумента в творчестве американского мыслителя Чарльза Хартсхорна. Демонстрируется, что в контексте изложения своей модально-логической версии онтологического аргумента Ч. Хартсхорн исходит из того, что успех любых онтологически ориентированных аргументов зависит от демонстрации логической возможности концепции Бога, то есть ее внутренней согласованности. Теизм процесса и неоклассическая метафизика, принципы которых становятся исходными для формулирования онтологического аргумента у Ч. Хартсхорна, являются для него условиями для разработки концепции Бога, не пораженной внутренними антиномиями «традиционного» теизма. Только на основе последовательной концепции Бога может постулироваться онтологический аргумент с перспективой на успех, поскольку в противном случае он станет жертвой позитивистской фундаментальной критики ab ovo. Вариант онтологического аргумента Ч. Хартсхорна побуждает рассматривать последствия использования языка с точки зрения возможности и необходимости бытия Божия, когда речь о фактическом существовании Бога не должна пониматься в смысле контингентного способа существования.

Еще

Чарльз хартсхорн, онтологическое доказательство, ансельм кентерберийский, теология, теизм процесса, философская теология, совершенство, атрибуты бога, онтологическая модальность, необходимое существование

Короткий адрес: https://sciup.org/140257020

IDR: 140257020   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_1_115

Список литературы Интерпретация онтологического аргумента в философской теологии Чарльза Хартсхорна

  • Ансельм Кентерберийский (1996) — Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Пер., послесл. и коммент. И. В. Купреевой. М.: Канон, 1996. С. 147-153.
  • Hartshorne (1923) — Hartshorne C. An Outline and Defense of the Argument for the Unity of Being in the Absolute or Divine Good. Doctoral dissertation. Harvard, 1923. 365 p.
  • Hartshorne (1977) — Hartshorne C. John Hick on Logical and Ontological Necessity // Religious Studies. 1977. Vol. 13. № 2. P. 155-165.
  • Hartshorne (1941) — Hartshorne C. Man's Vision of God and the Logic of Theism, Chicago-New York, Willett, Clark & Company. 360 p.
  • Hartshorne (1944) — Hartshorn C. The Formal Validity and Real significance ofthe Ontological Argument // Philosophical Review. 1944. Vol. 53. № 3. P. 225-245.
  • Hartshorne (1961) — Hartshorne C. The Logic of the Ontological Argument // The Journal of Philosophy. 1961. Vol. 58. № 17. P. 471-473.
  • Hartshorne (1991a) — Hartshorne C. Anselm's Discovery: A Re-Examination ofthe Ontological Proof for God's Existence, La Salle, Open Court. 334 p.
  • Hartshorne C. (1991b) — Hartshorne C. The Logic of Perfection. Chicago and La Salle, Open Court. 1991. 126 p.
  • Hartshorn, Reese (1953). — Hartshorn C., Reese W.L. Philosophers Speak of God. Chicago: University of Chicago Press, 1953. 550 p.
  • Ворохобов (2009) — ВорохобовА. В. Религиозно-философские взгляды Карла Барта и Рудольфа Бультмана: сравнительный анализ. Дис. ... канд. филос. н. Нижний Новгород, 2009. 222 с.
  • Ворохобов (2018) — ВорохобовА.В. Эволюция протестантской антропологии в философско-религиозном наследии неоортодоксии. Дис. . док. филос. н. Нижний Новгород, 2018. 520 с.
  • Горин (2010) — Горин А. А. Экспликация онтологического аргумента. Ключевые подходы. Дис. ... канд. филос. н. СПб., 2010. 173 с.
  • Коцюба (1998) — Коцюба В. И. Критика онтологического доказательства в философии Канта. Дис. ... канд. филос. н. М., 1998. 131 с.
  • Лошиц (2016) — Лощиц И. В. Онтологический аргумент в философии Нового времени. Дис. ... канд. филос. н. М., 2016. 125 с.
Еще
Статья научная