Ислам в Санкт-Петербурге: конвергенция во времени и пространстве
Автор: Гладкий Юрий Никифорович, Эйдемиллер Константин Юрьевич
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Глобализация: полемика цивилизаций
Статья в выпуске: 2 (47), 2018 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается процесс становления Санкт-Петербургской уммы - от основания столицы российского государства до сегодняшних времен. Подчеркивается, что город изначально формировался не только как многонациональный, но и поликонфессиональный центр будущей империи. Его мусульманское население никогда не было доминирующим, но всегда оставалось значительным. При этом религиозные нужды как военного, так и гражданского населения города долгое время обслуживало военное мусульманское духовенство. Освещается ход проектного строительства Великой мечети Санкт-Петербурга, размещение молелен, география расселения мусульман. Отмечается, что в постсоветские годы заметно увеличившуюся часть мусульман мегалополиса составили приезжие - прежде всего, сезонные рабочие. Это обстоятельство оказало влияние на все стороны жизни мусульманской общины, в том числе - на структуру местного рынка. Авторы приходят к выводу, что исламское возрождение способно внести весомый вклад в духовно-нравственное воспитание верующих, содействуя укреплению социальной стабильности в одном из крупнейших европейских мегалополисов. В то же время важно не допускать активизации так называемого «политического ислама», из-за рубежа подпитывающего местные радикальные течения и провоцирующего возникновение межрелигиозной и социальной напряженности.
Великая мечеть, ислам, мультикультурализм, мусульманские общины, мусульманское возрождение, рабочая миграция, разрозненность и консолидация мусульман
Короткий адрес: https://sciup.org/140224106
IDR: 140224106
Список литературы Ислам в Санкт-Петербурге: конвергенция во времени и пространстве
- Баконина М.С. Ислам в России: болевые точки, явные и тайные//«Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы». Материалы международной научной конференции. -СПб.: СПбГУ, 2013. -С. 32-38.
- Бахтиаров А.А. Брюхо Петербурга. -СПб.: Ферт, 1994. -224 с.
- Беккин Р.И. Забытые мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга//История Петербурга. -2014, № 1 (70). -C. 81-85.
- Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. -М.: Культурная революция, 2010. -312 с.
- Гильмшина Ю. Религиозный экстремизм или клановые интриги? -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://m.47news.ru/articles/60971/
- Ислам в Санкт-Петербурге. Энциклопедический словарь. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/encyclopedia/?3393 (05.02.2018)
- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь/Под ред. С.М. Прозорова. Т. I. -М.: Наука.
- Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи. Мусульманская община в Санкт-Петербурге XVIII-начало XX вв. -Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. -179 с.
- Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. -М.: Гендальф, 2001. -180 с.
- Маточкина А.И., Эйдемиллер К.Ю. Конфессиональная география в контексте религиозного образования на примере мусульманской общины Санкт-Петербурга и Ленинградской области//Российский социум: прошлое, настоящее, будущее. -СПб.: ФГАОУ ВПО СПбПУ, 2014. -С. 316-317.
- Официальный сайт Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://dum-spb.ru/(05.02.2018).
- Социальная доктрина российских мусульман. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/266307/
- Тагирджанова А.Х. Мусульмане в жизни и культуре Петербурга (XVIII-XIX вв.). -СПб.: Полторак, 2013. -82 с.