Истина веры: история или развитие? Два историко-богословских проекта XIX века: "История догматов" и "Догматическое развитие"
Автор: Михайлов Петр Борисович
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Статья в выпуске: 6 (77), 2017 года.
Бесплатный доступ
Проведено исследование эксплицирования понятия истории в эпоху становления исторического знания применительно к богословию и христианству в целом. Автором предложены обзор и анализ двух наиболее влиятельных программ историко-богословских исследований в XIX в. - «истории догматов» (А. Гарнак) и концепции «догматического развития» (Д. Г. Ньюмен). Показано, что оба историка и богослова работают на одном экспериментальном поле - древней патристике, но выстраивают диаметрально противоположные подходы. Критическая история догматов представляет собою реализацию богословской установки по освобождению верующего сознания от Предания средствами исторического исследования, нацеленного на постижение заведомо недосягаемой сущности христианства, тогда как программа догматического развития представляет собой историческое исследование, которое может быть использовано как богословский метод. Либеральная теология в первом случае ведет к отрицанию ценности исто- рии, а исторические изыскания во втором обнаруживают богатый потенциал для обоснования церковного богословия. Автор выделяет три основных типа истории догматов: критический, диалектический и субъектный, каждый из кото- рых рассматривается на материале программных текстов. Теория догматического развития исследуется с учетом ее первых версий, связанных с тюбингенской ка- толической школой (вторая четверть XIX в.).
Историческая наука, методология истории, история догматов, догматическое развитие, протестантизм, католичество, либеральная теология, историческая теология, д. г. ньюмен, а. гарнак, и. з. землер, ф. д. э. шлейермахер, г. томазиус, р. зееберг
Короткий адрес: https://sciup.org/140223500
IDR: 140223500
Список литературы Истина веры: история или развитие? Два историко-богословских проекта XIX века: "История догматов" и "Догматическое развитие"
- Бицилли П. М. Очерки теории исторической науки. -СПб.: Axiōma, 2012. -427 с.
- Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. В 2 т. Т. 2. -М.: АСТ, 2001. -С. 87-508.
- Гарнак А. Сущность христианства. -М.: «Интрада», 2001.
- Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения обществаи истории//В. Дильтей. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. -М.: Дом интеллектуальнойкниги, 2000.
- Мейендорф И., протопресв. Есть ли в Церкви внешний авторитет? (Исторический реля-тивизм и авторитет в христианском вероучении)//И. Мейендорф, протопресв. Правосла-вие в современном мире. -М., 1997. -С. 62, 63.
- Михайлов П. Б. Богословие на перепутье: философская или историческая теоло-гия?//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. -2015. -Вып. 2 (58). -С. 9-24.
- Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы(вторая половинаXIX в.). -М.: ПСТГУ, 2012.
- Сухова Н. Ю. «Дело протоиерея Герасима Павского»: проблема «историзма» в русскойбиблеистике//Филаретовский альманах. Вып. 10. -М.: ПСТГУ, 2014. -С. 88-107.
- Трёльч Э. Об историческом и догматическом методе в богословии//Сравнительноебогословие. -М.: ПСТГУ, 2009. -С. 21-45.
- Устав и штаты православных духовных академий, Высочайше утвержденные 30 мая1869 г. -СПб., 1869.
- Флоровский . Пути русского богословия. -Париж: YMCA-Press, 1937.
- Флоровский Г. В. Эволюция и эпигенез (к проблематике истории)//Г. В Флоровский.Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии. -СПб.:РХГА, 2005. -С. 424-440.
- Baur F. C. Lehrbuch der christlichen Dogmengeschichte. -Tübingen, 1858.
- Chadwick O. From Bossuet to Newman. -Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
- Dorner I. A. Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi. Bd. 1. Stutgart,1845; Bd. 2. Berlin, 1853.
- Drey J. S. Kurze Einleitung in das Studium der Teologie: mit Rücksicht auf denwisseschaflichen Standpunkt und das katholische System. Tübingen, 1819.
- Harnack A. Das Wesen des Christentums. -Leipzig, 1900.
- Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Bde. Freiburg, 1886-1890.
- Hauschild W. -D. Dogmengeschichtesschreibung//Teologische Realenzyklopädie/Hrsg.v. Müller G. -Berl. -N. Y.: Walter de Gruyter/Mouton de Gruyter. Bd. 9. 1982. -S. 116-125.
- Hinze B. E. Narrating History. Developing Doctrine: Friedrich Schleiermacher and JohannSebastian Drey. -Atlanta: Scholar’s Press, 1993.21. Hornig G. Johann Salomo Semler: Studien zu Leben und Werk des HallenserAuflärungstheologen. -Tübingen: Niemeyer, 1996.
- King B. J. Newman and the Alexandrian Fathers. Shaping Doctrine in Nineteenth-CenturyEngland. -Oxford: Oxford University Press, 2009.23. Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. -London, 1845.
- Newman J. H. Te grounds of our faith//Tracts for the times. No. 45. October, 1834.
- Pelikan J. Te Christian Tradition: A History оf the Development of Doctrine. Chicago:Te University of Chicago Press, 1971-1989. Vol. 1-5.
- Schleiermacher F. D. E. Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischenKirche im Zusammenhänge dargestellt//F. D. Schleiermacher. Sämtliche Werke. Bd. 3. Abt. 1. zurTeologie. -Berlin, 18422. Bd. 3.
- Schleiermacher F. D. E. Kurze Darstellung des theologischen Studiums//F. D. Schleiermacher.Sämtliche Werke. Bd. 1. Abt. 1. zur Teologie. -Berlin, 1843³.28. Seeberg R. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 4 Bd. Erlangen, Leipzig, 1895, 1898, 1913, 1917.
- Strauss D. F. Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und imKampfe mit der modernen Wissenschaf. Bd. I. Tübingen, 1840.
- Tomasius G. Die christliche Dogmengeschichte als Entwicklungs-Geschichte deskirchlichen Lehrbegriffs. Patristik. -Erlangen, 1874.
- Tomasius G. Origenes, ein Beytrag zur Dogmengeschichte des driten Jahrhunderts. -Nürnberrg, 1837.
- Tiel J. E. Senses of Tradition. Continuity and Development in Catholic Faith. -Oxford:Oxford University Press, 2000.
- Zachhuber J. Teology as Science in Nineteenth-Century Germany. From F. C. Baur toErnst Troeltsch. -Oxford: Oxford University Press, 2013.
- Zobl J. Dogmengeschichte der katholischen Kirche. -Innsbruck, 1865.