Историко-археологические исследования в устье реки Омь в 2023–2024 годах
Автор: Татауров С.Ф., Татауров Ф.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXX, 2024 года.
Бесплатный доступ
Начальный период существования г. Омска до настоящего времени изучен слабо. До сих пор не установлено, когда в устье р. Омь появилось первое русское поселение: официальной датой основания города считается 1716 г., однако существуют исторические документы, на основании которых можно заключить, что он появился значительно раньше -в 1628 г. Установить истину в этом вопросе призваны археологические исследования. В 2023 г. на территории первой Омской крепости проводились разведочные раскопки для определения границ распространения и характера культурного слоя, в 2024 г. исследования велись рядом с местом слияния Оми и Иртыша, где по результатам сборов фиксировалось возможное присутствие русских культурных слоев первой половины XVII в. В результате работ в первой Омской крепости установлено, что культурные слои XVIII в., датированные монетами 1718 и 1792 гг., здесь насыщены массовыми находками (керамикой и костями животных) слабо, особенно по сравнению с материалами из одновременных памятников Прииртышья XVII-XVIII вв. Выявлен один из объектов, который можно соотнести с крепостью - погреб для хранения продовольствия. По итогу изысканий в устье р. Омь был получен материал, доказывающий существование здесь русского укрепленного поселения в первой половине XVII в. На его военный характер указывают находки предметов вооружения и воинского снаряжения, которые обнаружены в значительном количестве для исследованной площади в 20 м2. Ранние слои перекрываются напластованиями XVIII в., когда здесь существовал Подгорный форштадт.
Омское прииртышье, археология русских, письменные источники, xvii-xviii вв, омская крепость
Короткий адрес: https://sciup.org/145147114
IDR: 145147114 | УДК: 902.2 | DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0778-0781
Historical and archaeological research at the mouth of the Om River in 2023-2024
The initial period of the city of Omsk has so far remained understudied - it is yet unknown when the first Russian settlement appeared at the mouth of the Om River. The official date of the city’s foundation is believed to be 1716, but some historical documents indicate that it might have been much earlier, in 1628. In 2023, exploratory excavations for establishing the boundaries and nature of the cultural layer were done in the first Omsk fortress. In 2024, the study continued near the confluence of the Om and Irtysh Rivers, where surface finds indicated possible Russian cultural layers of the first half of the 17th century. The works in the first Omsk fortress revealed that cultural layers of the 18th century, dated by coins of 1718 and 1792, were not rich in widely occurring finds (pottery and animal bones), especially compared to the evidence from archaeological sites of the Irtysh region of the 17th-18th centuries. One of the objects discovered - a cellar for storing food - may be associated with the fortress. Research at the mouth of the Om River produced the evidence which proves existence of a Russian fortified settlement there in the first half of the 17th century. Its military nature was manifested by weaponry and military equipment, which were discovered in significant numbers for the explored area of 20 sq. m. The early layers were covered by layers from the 18th century when the Podgorny forstadt existed there.