Экфрастическая экспозиция в романе Дж.Барнса «Метроленд»
Автор: Бочкарева Нина Станиславна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Взаимодействие литературы и других искусств
Статья в выпуске: 3 (19), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются поэтика экфрастической экспозиции и особенности экфрастического дискурса в романе английского писателя Дж.Барнса «Метроленд» (1980). Подробно рассматриваются приемы создания и функции каждого экфрасиса (введения в текст картины, рисунка, книги, здания). В экспозиции описание полотен известных художников заменяется описанием посетителей Национальной галереи. Проблема отношения «живого» и «мертвого», «старого» и «нового» в искусстве и в жизни получает дальнейшее развитие в художественном мире романа. Блокнот и бинокль в руках подростков предваряют сложную систему вербальных и визуальных наблюдений героев за разными «объектами» (вещами, людьми, городами) в изменяющейся временной и пространственной перспективах.
Английская литература, джулиан барнс, национальная галерея в лондоне, экфрасис, экспозиция, жанр
Короткий адрес: https://sciup.org/14729138
IDR: 14729138
Список литературы Экфрастическая экспозиция в романе Дж.Барнса «Метроленд»
- Барнс Дж. Метроленд/пер. с англ. Т.Покидаевой. М.: АСТ: Ермак, 2003. 301 с.
- Барнс Дж. Нечего бояться/пер. с англ. С.Полотовского, Дм.Симановского. М.: Эксмо, 2012. 336 с.
- Бочкарева Н.С. Образы произведений визуальных искусств в литературе (на материале художественной прозы первой половины XIX века): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 16 с.
- Бочкарева Н.С. Символика цвета в романе Джулиана Барнса «Метроленд»//Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып.2(18). С.181-185.
- Бочкарева Н.С. Функции живописного экфрасиса в романе Г.Норминтона «Корабль дураков»//Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып.6. С.81-92.
- Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации)//Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С.259-283.
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе//Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 2002. С.5-22.
- Калашников В.А. Экспозиция//Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С.507.
- Кондратьев С.П. Предисловие переводчика//Филострат. Картины. Каллистрат. Описание статуй/пер., введ. и прим. С.П.Кондратьева. Томск: Водолей, 1996. С.131-132.
- Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900. М.: Изобр. иск-во, 1994. 272 с.
- Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии/пер. с нем. Е.Н.Эдельсона и др. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. 520 с.
- Пономаренко Е.О. Экфрастический портрет в пьесе О.Уайльда «Идеальный муж»//Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2012 (в печати).
- Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Акад. проект, 2003. 354 с.
- Тамарченко Н.Д. (авт.-сост.) Теоретическая поэтика: понятия и определения. М.: РГГУ, 2002. 467 с.
- Фрейденберг О.М. Образ и понятие. II. Метафора//Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. С.180-205.
- Barnes J. Metroland. N.Y.: Vintage International, 1992. 104 p.
- Byatt A.S. Portraits in Fiction: Based on the Heywood Hill Annual Lecture 2000. The National Portrait Gallery, London. L.: Vintage, 2002. 101 p.
- Childs P. Julian Barnes. Manchester and N.Y.: Manchester University Press, 2011. 166 p.
- The Courtauld Gallery. URL: http://www. courtauld.ac.uk/gallery/about/index.shtml (дата обращения: 15.07.2012.
- Guignery V. The Fiction of Julian Barnes. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2006. 168 p.
- Kellman S. The Self-Begetting Novel. N.Y.: Columbia University Press, 1980. 160 р.
- The National Gallery. London. URL: http://www.nationalgallery.org.uk/(дата обращения: 05.03.2012).
- Potterton H. The National Gallery. London/with a Preface by M.Levey and a complete catalogue of paintings. L.: Thames and Hudson, 1977 (reprinted 1988). 216 p.
- Taunton M. The Flâneur and the Freeholder: Paris and London in Julian Barnes's Metroland//Julian Barnes: Contemporary Critical Perspectives/ed. by S.Groes and P.Childs. L.; N.Y.: Continuum, 2011. P.11-23.