Электронный курс как средство формирования языковой компетенции студентов при обучении китайскому языку

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению влияния электронного курса на формирование языковой компетенции студентов, изучающих китайский язык. В статье представлены итоги сравнительного анализа результатов обучения студентов в трех группах: первая группа обучалась в очном формате, вторая - в смешанном формате (очно с использованием электронного курса), третья - в дистанционном формате (самостоятельно, имея доступ к электронному курсу). Исследование уровня языковой компетенции осуществлялось по результатам итоговых тестов к урокам. В тестах отслеживались следующие параметры языковой компетенции: чтение, аудирование, говорение и письмо. Полученные результаты доказали целесообразность применения электронного курса «天下 Chinese» для развития языковой компетенции. Кроме того, среди студентов укрепилось дружеское взаимодействие, была обеспечена гибкость в организации процесса обучения, а также индивидуальный подход и онлайн-поддержка куратора курса на протяжении всего периода обучения.

Еще

Электронный курс, языковая компетенция, китайский язык, учащиеся, студенты

Короткий адрес: https://sciup.org/148328399

IDR: 148328399   |   DOI: 10.18101/2307-3330-2023-4-29-35

Текст научной статьи Электронный курс как средство формирования языковой компетенции студентов при обучении китайскому языку

В последние годы внимание к изучению китайского языка переживает новый всплеск, что находится в прямой связи с современной картиной глобализации и активного развития отношений России с Китаем. Квалифицированные специалисты, умеющие практически применять китайский язык в общении с носителями, высоко ценятся на рынке труда. Однако из-за недостатка исследований по методике обучения китайскому языку наблюдается противоречие между необходимостью развития системы иноязычного образования и невостребованностью совре- менных приемов практического овладения языком, используемых в рамках массовых онлайн-курсов [1]. В современной образовательной практике электронные курсы используются в качестве полноценных средств обучения. В соответствии с российским законодательством образовательные организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в условиях информационно-образовательной среды. При этом образовательные организации могут самостоятельно определять набор электронных ресурсов и приложений для использования в образовательном процессе в рамках законодательства Российской Федерации1.

Электронное и онлайн-обучение получило распространение в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. По данным Киберленики в 2021 г. было опубликовано около девяти тысяч статей, посвященных проблеме он-лайн-обучения в период пандемии. В постпандемийный период интерес к онлайн-обучению несколько снизился, но появился устойчивый научный интерес к проблеме интеграции онлайн- и оффлайн-форматов обучения.

Педагоги предлагают использовать компьютер в системе репетиторской деятельности для повышения скорости обмена информацией между учащимися, для тренировки и закрепления полученных знаний и умений [5]. Наряду с огромными и еще малоизученными возможностями онлайн-обучения возникла проблема выбора научно обоснованной стратегии цифровой трансформации образовательного процесса, которая позволила бы использовать преимущества цифровых технологий и избежать потерь, которые могут сказаться на качестве формирования личности с позиции нравственной, гражданской, профессионально-практической и социально-компетентностной [6]. Из-за отсутствия такой стратегии в обучении «цифрового поколения» возникают дидактические задачи, которые необходимо решать с учетом психических феноменов [8]:

  • -    почти с рождения молодые люди общаются с внешним миром через экраны электронных гаджетов и почти всю информацию получают из интернета;

  • -    преобладающее виртуальное общение затрудняет коммуникативные отношения в реальном мире (отсутствие друзей, неумение взаимодействовать в группе, проблемы самоидентификации);

  • -    вместо живого разговора и чтения книг, текстов предпочтительным становится визуальный язык общения;

  • -    развитое фрагментарное мышление не позволяет мыслить глубоко (поверхностные суждения), увеличение скорости восприятия информации не позволяет удерживать внимание на одном конкретном предмете;

  • -    недостаток эмоционального контакта приводит к нарушениям в нервной системе (дети легко возбудимы, менее послушны, впечатлительны, чувствительны, пессимистичны, нетерпеливы);

  • -    на фоне всезнающего интернета уменьшается авторитет опыта старшего поколения;

  • -    наблюдается плохая ориентация в пространстве без мобильных устройств;

  • -    распространены индивидуалистичные настроения, сосредоточенность на краткосрочных целях.

Учитывая вышесказанное, считаем, что актуальной научно-практической задачей в педагогике является конструирование электронного курса как средства изучения китайского языка с опорой на теорию современной дидактики, теоретических основ информатизации образования и электронного обучения с учетом личностно-ориентированного и информационно-образовательного подходов.

Цель исследования заключается в обосновании целесообразности использования электронного курса в процессе преподавания китайского языка и выявлении влияния на формирование языковой компетентности студентов.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели использованы теоретические методы (аспектный анализ литературы, постановка проблемы), эмпирические методы (сбор и анализ результатов учебной деятельности), графическая обработка полученных данных (диаграмма).

В качестве экспериментальных групп были выбраны студенты 1-го курса разных университетов и колледжей Республики Бурятия, изучающие китайский язык в языковом центре «Oriental First». Обучение группы «Инт-1» (10 студентов) было организовано в смешанном формате: проводились очные занятия с целенаправленным использованием материалов и выполнением заданий в электронном курсе. Группа «Инт-3» (9 студентов) обучалась в традиционном очном формате, но имела доступ к материалам электронного курса в ознакомительном режиме без выполнения заданий. Для сравнения результатов была сформирована контрольная группа Инт-2 (11 студентов), для обучения которой электронный курс не использовался.

Результаты исследования и их обсуждение

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) создается для обеспечения гибкости образовательного процесса и эффективного освоения обучающимися образовательных программ независимо от места нахождения. Компонентами ЭИОС являются электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационно-коммуникационных технологий, соответствующих технологических средств 1 . Системообразующим компонентом ЭИОС является электронный курс — учебный ресурс электронного типа, обеспечивающий поддержку учебного процесса, включающий учебные материалы и методические инструкции, доступные для самостоятельной работы в любое удобное время и в любом удобном месте [1]. Электронный курс представляет собой виртуальную учебную среду и может представлять собой основной ресурс для дистанционного обучения. В иноязычном образовании электронные курсы выполняют, как правило, вспомогательную функцию [3].

Интерактивный курс «天下Chinese» был разработан в качестве дополнения к учебнику «Practical Audio-visual Chinese. 实用视听华语。1», изданного в Центре изучения китайского языка Тайваньского государственного педагогического университета. Учебник отражает интенсивную методику преподавания китайского языка, согласно которой все аспекты языковой компетенции развиваются последовательно: аудирование — говорение — чтение — письмо.

Опираясь на концепцию ключевых компетенций (И. А. Зимняя), мы считаем, что компетенции актуализируют не только знания, умения и навыки человека, но и способности их применения в совокупности с личностными, интеллектуальными, психологическими качествами для успешного решения задач в определенной области. Компетенции могут задаваться извне, например, как социальная норма или требование в образовательной подготовке студента для его качественного соответствия к условиям будущей профессиональной деятельности [4]. Языковая компетенция означает способность студента адекватно применять знания системы иностранного языка в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности.

Электронный курс был разработан в соответствии с обозначенным выше пониманием языковой компетенции. Структура курса состоит из вводной части и двадцати пяти основных уроков. Каждый урок начинается с диалогов, записанных на видео. Далее студентам предлагается изучить новый лексический материал, включая знакомство с новыми иероглифами. Повторение изученного материала обеспечивается с помощью совместных интерактивных онлайн-игр и упражнений с грамматическими пояснениями (рис. 1, 2).

Рис. 1. Задание для аудирования

Рис. 2. Интерактивная игра

Доступ к новым заданиям открывает учитель (куратор) после выполнения предыдущих заданий. Интерфейс перехода от задания к заданию напоминает студенту знакомую ленту в социальной сети, при этом студенты не могут видеть — задание или игра будут следующими. Все задания, выполненные студентом во время урока, остаются доступными в его личном кабинете для повторного просмотра.

После завершения учебного урока (модуля) доступ к предыдущему уроку закрывается, но можно воспользоваться словарем, который студент создает самостоятельно, добавляя туда новые слова, повторяя их в игре. В период изучения электронного курса студент может задавать вопросы куратору электронного курса в чате, прикреплять выполненные задания и общаться с другими участниками курса.

Динамика языковой компетенции в экспериментальных и контрольной группах отслеживалась на основе общего среднего балла, сформированного по результатам выполнения тестов. В тестах оценивались следующие параметры языковой компетенции: чтение, аудирование, говорение и письмо.

По итогам трехмесячного обучения были получены следующие результаты (рис. 3, 4).

Дик1ан1ы (письмо) срндмий балл по I руинам

Рис. 3. Средний балл по промежуточным тестам

Рис. 4. Средний балл групп по итоговым тестам

В группе «Инт-1» результаты по итогам 1‒8 уроков увеличились от 56,34 до 97,3 балла; в группе «Инт-2» — от 69,83 до 75,15; в группе «Инт-3» — от 66,94 до 93 (рис. 3, 4).

Результаты итоговых тестов (№ 3‒4, 5‒6, 7‒8) подтвердили успехи экспериментальных групп. Вместе с тем высокие показатели «Инт-1» подтверждают предположение о том, что компьютер дает информацию, но не способен превратить ее в знание; создает ощущение индивидуальной среды обучения, но не способен по- нять опыт чувственного переживания студента и дать мотивацию, это делает преподаватель-куратор электронного курса. Группа «Инт-3» имеет средние показатели с постоянным доступом к курсу для самостоятельного прохождения, но в отличие от Инт-1 не имеет ежедневных контактов с преподавателем. Живые встречи ограничиваются двумя очными занятиями в неделю, в результате — нестабильная учебная мотивация. Показатели группы «Инт-2» невысокие, группа отличается слабой мотивацией и относится к занятиям по китайскому языку как обычной учебной дисциплине из-за традиционной формы подачи материала.

Полученные данные свидетельствуют о достаточно успешной апробации электронного учебного курса. Вместе с тем эксперимент позволил выявить ряд проблемных моментов: невысокие показатели по письму у «Инт-3», слабая готовность к самостоятельному изучению электронного курса.

В целом практическое применение электронного курса позволило не только улучшить лексико-грамматический материал для занятий со студентами, но и способствовало развитию языковой компетенции студентов в условиях ЭИОС. Между студентами установилось дружеское взаимодействие, улучшились взаимоотношения с преподавателем.

Считаем, что электронный курс « 天下 Chinese» можно использовать в групповом и индивидуальном обучении в дистанционном и смешанном форматах. Наиболее эффективным оказался опыт смешанного обучения, когда студенты после очных занятий работали в электронном курсе, а на практических занятиях были организованы обсуждение выполненных заданий и анализ личных достижений. Электронный курс позволяет планировать свободную организацию учебного времени, обеспечить гибкость процесса обучения, индивидуальный подход и консультативную поддержку на протяжении всего периода обучения.

Список литературы Электронный курс как средство формирования языковой компетенции студентов при обучении китайскому языку

  • Ваганова О. И., Алешугина Е. А., Максимова К. А. Проектирование электронных учебных курсов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3(28). С. 57-59. Текст: непосредственный. EDN: REXVRO
  • Власова Н. Н., Колпачкова Е. Н., Сомкина Н. А. Онлайн обучение восточным языкам: возможности и вызовы (по результатам внедрения программ электронного обучения китайскому языку) // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2019. № 3. С. 90-100. Текст: непосредственный. EDN: WOQYPI
  • Сунь Ч. "Лю син юй" (модные слова) как предмет изучения в китайском языке // Восток - Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы IV Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 4 марта 2021 г.) / ответственный редактор Е. П. Кобелева. Новосибирск: СГУПС, 2021. С. 400-405. Текст: непосредственный.
  • Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10. Текст: непосредственный. EDN: PBPRFL
  • Колесников А. А., Лискина Т. В. Управляемое самообучение иностранным языкам в среде информального образования: теоретические основы и эмпирическое исследование среди студентов языкового вуза // Язык и культура. 2019. № 48. С. 277-296. Текст: непосредственный. EDN: OZWEXJ
  • Санько А. М. Средства обучения в условиях цифровизации образования: учебное пособие. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2020. 100 с. Текст: непосредственный. EDN: QNKTCY
Еще
Статья научная