Эллины в Эксцентрополисе: древнегреческая культура как базис театральных теорий русского авангарда (Н. Евреинов, Г. Крыжицкий)

Автор: Пронин Александр Алексеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются динамические аспекты проявления «мифологемы античности» в театральной теории выдающегося деятеля русского авангарда Николая Евреинова, выявляется степень влияния его важнейшего постулата о дионисийской природе драмы на философско-художественную концепцию «театра духа и плоти» Георгия Крыжицкого как теоретика раннего ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера), сравниваются их ключевые ориентиры в истории античности как авангардистов. В научный оборот вводится ранее не изученный материал теоретических работ Г. Крыжицкого начала 1921-1922 годов, на основании чего выдвигается гипотеза о том, что практически забытый сегодня автор стремился реализовать в послереволюционном Петрограде (Эксцентрополисе) ретроутопию «театрального эллинизма».

Еще

Древнегреческий театр, происхождение драмы, Дионисий, вакханалия, русский авангард, Евреинов, театральность, ФЭКС, Крыжицкий, эксцентризм

Короткий адрес: https://sciup.org/147237661

IDR: 147237661   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-753-762

Список литературы Эллины в Эксцентрополисе: древнегреческая культура как базис театральных теорий русского авангарда (Н. Евреинов, Г. Крыжицкий)

  • Евреинов, Н.Н. (1924) Азазел и Дионис. Ленинград.
  • Евреинов, Н.Н. (1921) Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в её возникновении. Фольклористический очерк. Петроград.
  • Крыжицкий, Г. К. (1976) Дороги театральные. Москва.
  • Крыжицкий, Г. К. (1928) Режиссерские портреты. Москва.
  • Крыжицкий, Г. К. (1921) Театр духа и плоти. Одесса.
  • Крыжицкий, Г. К. (1922) Философский балаган. Театр наоборот. Петроград.
  • Джурова, Т. С. (2005) “Николай Евреинов: театрализация жизни и искусства,” Евреинов, Н. Н. Оригинал о портретистах. Москва.
  • Левина, А.В. (2013) “Николай Евреинов: у истоков театральности,” Николай Евреинов: к 130-летию со дня рождения (по материалам международной научной конференции). Санкт-Петербург.
  • Максимов, В. И. (2021) “«Рождение трагедии» от Николая Евреинова: театральность – ритуал – театр – мистерия,” Евреинов, Н.Н. Азазел и Дионис. Москва.
  • Платон (1986) Диалоги. Перевод С. Я. Шейнман-Тонштейн. Москва.
  • Протопопова, И.П. (2022) “«Искусство и жизнь»: эстетический платонизм Оскара Уайльда,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 16, 254–264.
  • Рыков, А. В. (2015) «Античность, авангард, тоталитаризм: к метаморфологии современного искусства,” Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. Санкт-Петербург.
  • Семкин, А.Д. (2000) Театральная теория Н.Н. Евреинова. Автореф. дисс. канд. искусс. Санкт-Петербург. Эксцентризм (1922). Петроград.
  • Хили, Д. (2008) Гомосексуальное влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства = Healey D. Homosexual Desire in Revolutionary Russia: The Regulation of Sexual and Gender Dissent. Пер. с англ. Т.Ю. Логачева, В. И. Новиков. Москва.
Еще
Статья научная