Эстетизация образа андрогина в современной культуре

Автор: Изрина Светлана Олеговна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 (44), 2020 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются приемы эстетизации образа андрогина в качестве одного из способов андрогинизации современной культуры. Понимание феномена андрогинии обсуждается преимущественно в контексте изучения вопросов гендерной идентичности и базируется на психологической концепции Сандры Бем, которая доказала, что человек вне зависимости от собственного биологического пола способен сочетать феминные и маскулинные психологические характеристики и модели поведения, что позволяет индивиду максимально эффективно адаптироваться в социуме, выбирая, какие именно качества проявлять в зависимости от ситуации. Некоторые исследования фиксируют доминирование андрогинного типа гендерной идентичности среди молодежи, что, возможно, свидетельствует о процессе андрогинизации1 в обществе. Андрогинизация происходит на различных социокультурных уровнях: на профессиональном, экономическом, культурном, психолого-педагогическом. Более того, некоторые исследователи наблюдают мировую тенденцию формирования андрогинного типа гендерной идентичности, а также анализируют процесс андрогинизации в русле цивилизационного подхода. В настоящей работе интерес представляет изучение одной из граней этого глобального процесса андрогинизации: влияния художественного кинематографического произведения на положительную рецепцию андрогинии в обществе через моделирование эстетически привлекательного образа андрогина. В качестве иллюстративного материала был выбран образ главного героя фильма-экранизации одноименного романа Вирджинии Вулф «Орландо» режиссера Салли Поттер (1992).

Еще

Андрогин, андрогиния, андрогинизация, трансгендерный переход, гендер, гендерные исследования, небинарный гендер, эстетизация, кинематограф, современная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/147229608

IDR: 147229608   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2020-4-569-578

Список литературы Эстетизация образа андрогина в современной культуре

  • Великанова Л. П. Мультиполярный подход в типологии гендерной идентичности // Известия КГТУ. 2008. № 13. С. 156-160.
  • Вулф В. Миссис Дэллоуэй; На маяк; Орландо / пер. с англ. Е.А. Суриц. М.: Эксмо, 2018. 640 с.
  • ГусеваМ. То ли девочка, а то ли виденье: самые успешные андрогины // Собака.ру. 2014. URL: http://www.sobaka.ru/photo/heroes/24630 (accessed: 01.06.2020).
  • Денисова И.В. Истоки гендерной идентичности личности в творчестве В. Вулф // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 6/2(25). С. 32-33.
  • Ерошенко Т.И. Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2007. 48 с.
  • Кияшко С.В. Автобиографические и литературные аспекты интерпретации романа В. Вулф «Орландо» // Науковi записки Харшвського нацюнального педагопчного ушверситету iм. Г.С.
  • Сковороди. Серiя: Лггературознавство. 2012. № 2(1). С. 65-72.
  • Клецина И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
  • Колотов А. А. «По неизгладимым следам истины»: «Орландо» и «Флаш» Вирджинии Вулф // Филологический сборник: Зарубежные литературы на пороге XXI века: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск: РИО КГПУ, 2000. С. 115-126.
  • Конев В.А. Антропологический поворот/ разворот культуры — новый вариант проекта модерна // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 5(15). С. 5-11.
  • Коробкина Е.Н. Инфернальные души: метаморфозы образа // Вопросы русской литературы. 2017. № 1-2. С. 110-122.
  • Костикова И.В. и др. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. И.В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. 255 с.
  • Масловская А.Д., Динисламова С.Р. Андрогиния в моде как норма поведения современной молодежи // Актуальные проблемы современных общественных наук: диалог общества и власти: материалы IV Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Уфа: БАГСУ, 2014. С. 221-225.
  • ПогонцеваД.В. Красота как междисциплинарный объект исследований // Концепт. 2013. № 5. URL: https://e-koncept.ru/2013/13107.htm (дата обращения: 03.06.2020).
  • Риккер Ю. О. Мировые тенденции формирования андрогинного типа гендерной идентичности (на примере КНР) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7(33), ч. 1. С. 159-162. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_7-1_41.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
  • Сапожникова Р.Б. Анализ понятия идентичность: теоретические и методологические основания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1(45). С. 13-17.
  • Свиридова И. О. Андрогинные персонажи в современном изобразительном искусстве // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2(39). С. 181-184. DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-2-181-184
  • Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 414 с.
  • Супермодель Твигги — икона стиля 1960-х, или Как в моду вошли худоба и короткие стрижки / Культурология.рф. 2015. Available at: https://kulturologia.ru/blogs/101115/27114/ (accessed: 02.06.2020).
  • Шишлова Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как «пост-гендера» // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1(34). С. 244-253.
  • Эйзенштейн С.М. Монтаж (1938). М.: Директ-Медиа, 2016. 71 с.
  • Эриксон Э.Г. Детство и общество (Childhood and Society) / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. 2-е изд. СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Университетская книга», 1996. 590 с.
  • Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42, no. 2. P. 155-162. DOI: https://doi.org/10.1037/h0036215
  • Bem S.L. Bem Sex Role Inventory: professional manual. Palo Alto, CA: Consulting Psychology Press, 1978. 37 p.
  • Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. London: Routledge, 2006. 272 p.
  • Ferriss S., Waites K. Unclothing Gender: The Postmodern Sensibility in Sally Potter's «Orlando» // Literature/Film Quarterly. 1999. Vol. 27, no. 2. P. 110-115. URL: https://www.jstor.org/stable/43798722 (accessed: 10.06.2020).
  • Jagose А. Queer theory: an introduction. N.Y.: New York University Press, 1996. 156 р.
  • Korsmeyer C. Feminist Aesthetics // Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by E.N. Zalta. 2020. URL: https://plato.stanford.edu/entries/feminism-aesthetics/ (accessed: 23.04.2020).
  • Money J., Ehrhardt A.A. Man and woman, boy and girl: Differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1972. 311 p.
  • Pidduck J. Travels with Sally Potter's Orlando: Gender, Narrative, Movement // Screen. 1997. Vol. 38, iss. 2. P. 172-189. DOI: https://doi.org/10.1093/screen/38.2.172
  • Watkins S. Sex Change and Media Change: From Woolfs to Potter's «Orlando» // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. 1998. Vol. 31, no. 3. P. 4159. URL: https://www.jstor.org/stable/44029810 (accessed: 10.06.2020).
Еще
Статья научная