К феноменологии традиционного текста: заговоры социальной направленности как "машины желания"

Автор: Домников Сергей Дмитриевич

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (34), 2018 года.

Бесплатный доступ

Феноменологический подход в настоящее время занимает значимое место среди прочих методов текстологического анализа, в частности, поддерживает традиционные методы герменевтики, структурального и лингвистического анализа текстов. Для теоретической феноменологии проблематика традиционного текста, в том числе вопросы анализа «естественной установки» сознания являются весьма актуальными. В обрядовых и магических текстах нередко ярко представлены аспекты телесности и желания - и именно традиционные русские заговоры социальной направленности XVII-XIX вв. являются объектом исследования. Тема желания в соответствии с феноменологическим подходом рассматривается как субститут темы интенциональности. В работе используется комбинация методов, в системе которых феноменологический подход трактуется в качестве органической составляющей любой текстологии. Этот подход позволяет по-новому взглянуть на памятники письменности традиционного общества. Синтез методов разных дисциплин вокруг феноменологической проблематики желания позволяет трактовать заговорный текст в качестве своего рода «машины желания». Как известно, понятия «телесность», «желание», «жизненный мир» включаются в дискурсы практически всех гуманитарных и социальных дисциплин, в существенной мере определяя облик исследований в области изучения «культуры повседневности». Методы интенционального и эйдетического анализа вместе с традиционными методами герменевтики позволяют исследовать до сих пор слабо изученные аспекты живого опыта действующего и волящего субъекта. В исследовании властный дискурс представлен на фоне архетипических сценариев в связи с репрезентациями представлений о мире: тело-мир и мир-тело. Констатируется универсальный характер семантики и прагматики традиционного текста и раскрывается их содержание.

Еще

Традиция, заговор, желание, интенциональность, естественная установка, телесность, мир, жизненный мир, власть, сила, повседневность, феноменология, герменевтика, традиционное общество, традиционный текст, дискурс

Короткий адрес: https://sciup.org/147227445

IDR: 147227445   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-203-213

Список литературы К феноменологии традиционного текста: заговоры социальной направленности как "машины желания"

  • Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М.: Наука, 1985. 192 с
  • Бестеги М. Проблема желания во французской феноменологии//Философский журнал. 2013. № 1(10). С. 49-63
  • Виноградова Л.Н. Формулы угроз и проклятий в славянских заговорах//Заговорный текст. Генезис и структура. М.: Индрик, 2005. С. 425-440
  • Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 464 с
  • Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. 752 с
  • Ефименко П.С. Сборник малороссийских заклинаний. (Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских при Москов. ун-те.1874. Кн. 1). М.: , 1874. 70 с
  • Журавлев А.Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. 1003 с
  • Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст: Лингвистический анализ и модель мира. М.: Индрик, 2006. 562 с
  • Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образов. Л.: Наука, 1988. 127 с
  • Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М.: Академ. проект: Гаудеамус, 2014. 1015 c
  • Кулэ М.Х. Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов//Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. М.: Наука, 1989. С. 74-98
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Представления в сознании первобытных людей и их мистический характер. М.: КРАСАНД, 2012. 337 с
  • Михайлов И.А. Идея герменевтической феноменологии//Философская мысль. 2016. № 5. С. 1-15. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_18562.html (дата обращения: 20.02.2018).
  • DOI: 10.7256/2409-8728.2016.5.18562
  • Мосс М. Набросок общей теории магии//Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. С. 105-232
  • Остин Дж. Перформативные высказывания//Остин Дж. Три способа пролить чернила: Философские работы/пер. с англ В. Кирющенко. СПб.: Алетейя: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 262-281
  • Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв./отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. 584 с
  • Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с
  • Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. 160 с
  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии/пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с
  • Топорков А.Л. Русские заговоры из рукописных источников XVII -первой половины XIX в. М.: Индрик, 2010. 832 с
Еще
Статья научная