Когнитивная теория морального развития Л. Колберга как условие успешной социализации современной личности
Автор: Урусова Л.Х.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 4 (61), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется проблема морального развития личности. Объект изучения выбран неслучайно, поскольку психологические аспекты морального развития современной личности характеризуются неустойчивостью и девиацией. Проведенное исследование базируется на обстоятельном анализе когнитивной теории Л. Колберга, который расширил теорию развития Ж. Пиаже и представил уже три уровня морального рассуждения, каждый из которых состоит из двух стадий, признавая, что поведение зависит не только от оцененной правильности действия, но и от сознаваемой личной ответственности. Исследованы уровни и стадии данного учения с подробным описанием. Между тем приверженцы теории социального учения считают спорным само понятие стадий морального развития на том основании, что уровень морального рассуждения варьируется в зависимости от содержания, от избирательного подхода людей к применению принимаемых ими моральных принципов.
Когнитивность, моральное развитие, уровни и стадии морального развития, суперэго
Короткий адрес: https://sciup.org/142143231
IDR: 142143231
Текст научной статьи Когнитивная теория морального развития Л. Колберга как условие успешной социализации современной личности
Мы полагаем, что когнитивная теория морального развития Л. Колберга может выступить как условие успешной социализации современной молодежи. Моральное формирование личности необходимо рассматривать прежде всего в процессе его развития и адаптации к социальной среде, поскольку, они являются основными задачами психолого-социальной интервенции.
В теориях социализации, обращенных к развитию суперэго, совести или самоконтроля, криминальное поведение трактуется как аспект более общего нарушения морального развития. Мораль с этих позиций рассматривается как приобретение подобающего поведения и соответствующих убеждений путем обусловливания, моделирования или идентификации и представляет собой интернализацию норм и правил данного общества под влиянием родителей, учителей или сверстников. С этой точки зрения, моральные интуиции правоты и неправоты (справедливости и несправедливости) являются по происхождению аффективными реакциями, возникающими в силу биологической потребности или в силу стремления к социальному вознаграждению и избеганию наказания. Нравственное действие, следовательно, - это иррациональное следование стандартам определенной культуры.
Этой модели морали с точки зрения социализации был брошен вызов со стороны Ж. Пиаже [1] и Л. Колберга [2, 3], которые рассматривали мораль как мотивированную когнитивными потребностями в самопознании и понимании реальности. Моральное развитие связано с когнитивным ростом, в ходе которого дети активно конструируют моральные суждения на основе опыта социальной интеракции, а не пассивно интернализуют моральные догмы агентов социализации. Считается, что моральные принципы связаны со структурой или формой процесса морального рассуждения, т.е. с тем, как люди обдумывают нравственные вопросы или приходят к своим моральным убеждениям, а не с содержанием этих убеждений.
В структурной теории Ж. Пиаже [1] способность к моральному рассуждению является следствием интеллектуального развития, которое состоит из последовательных преобразований когнитивных структур в ответ на действие внутренних и внешних сил. Стадии морального рассуждения задаются универсальными стадиями когнитивного развития. Таким образом, детская стадия конкретно-операционального мышления связана с гетерономным рассуждением, при котором правила взрослых принимаются безоговорочно. По мере продвижения детей к стадии формально-операционального мышления происходит соответствующий сдвиг в сторону автономного рассуждения, при котором правила уже рассматриваются детьми как результат группового соглашения, а справедливость становится рациональным принципом, регулирующим межличностное взаимодействие.
Л. Колберг [2, 3] также определяет развитие морального рассуждения с точки зрения последовательно прогрессирующего понимания универсального принципа справедливости, суть которого заключается в распределении прав и обязанностей, регулируемом представлениями о равенстве и взаимности. Однако он расширяет теорию Ж. Пиаже [1], предполагая уже три уровня морального рассуждения, каждый из которых состоит из двух стадий (табл.). Эти уровни отображают три типа отношений между субъектом и нормами общества. Пред-конвенциональный уровень связывается с конкретно-операциональным мышлением, характерен для детей предподросткового возраста, но встречается также у меньшей части подростков и взрослых и соответствует пониманию общества с точки зрения взаимодействия обособленных индивидуумов (Я). На конвенциональном уровне, которого достигает большинство подростков и взрослых, индивидуум способен судить об отношениях с точки зрения группы или общества. Постконвенционального уровня достигает только малая часть взрослых. На этом уровне человек истолковывает и оценивает нормы общества с точки зрения универсальных нравственных принципов, которые лежат в их основе.
Таблица
Уровни и стадии морального развития, по Л. Колбергу
Уровень 1
Предконвенциональный, или доморальный: моральные ценности не дифференцируются: правила и социальные ожидания являются внешними по отношению к субъекту (Я).
Стадия 1 – ориентация на подчинение и наказание: правильное действие состоит в подчинении правилам, что поддерживается наказанием и управляется другими, обладающими властью людьми. Избегание наказания является причиной поступать правильно.
Стадия 2 – инструментальные цели и обмен: правильным считается действие, отвечающее непосредственному интересу субъекта, равно как и действие, являющееся честным обменом. Акцент делается на удовлетворении собственных потребностей при одновременном признании потребностей других.
Уровень 2
Конвенциональный: моральные ценности определяются с точки зрения социального соответствия, взаимных межличностных ожиданий и взаимозависимых отношений: субъект идентифицируется с другими и ин-тернализует правила и ожидания других.
Стадия 3 – межличностное согласие и соответствие: правильное действие состоит в том, чтобы поступать согласно предполагаемым ролям другого. Поведение оценивается с точки зрения благих намерений, доверия, лояльности и заботы о других.
Стадия 4 – социальное согласие и поддержание системы: правильное действие состоит в исполнении установленных (по согласию сторон) обязанностей, поддержании законов, работе на благо группы, общества или социального института.
Уровень 3
Постконвенциональный: правила и соглашения в рамках конкретной социальной системы отделяются от признаваемых стандартов и универсальных нравственных принципов; субъект (Я) отделяется от правил и ожиданий других.
Стадия 5 – общественный договор, полезность и права личности: правильным считается действие, которое соответствует ценностям и правилам близкой к субъекту группы, так как эти ценности и правила составляют предмет общественного договора. Некоторым безотносительным правам личности, таким как жизнь и свобода, отдается предпочтение.
Стадия 6 – универсальные этические принципы: правота определяется с точки зрения самостоятельно выбранных и универсальных этических принципов справедливости, соблюдения прав и достоинства человека. Законы и социальные соглашения поддерживаются до тех пор, пока они отвечают этим принципам. Причина поступать правильно - рациональное убеждение в справедливости универсальных нравственных принципов и следования им.
Вторую стадию каждого уровня составляет более прогрессивная форма общей перспективы. Например, перспектива стадии 3 характеризуется взаимно обязывающими отношениями заботы, доверия и преданности между двумя и более людьми, тогда как на стадии 4 такие отношения рассматриваются в перспективе социальной системы как целого. Каждая стадия определяется исходя из того, что значит поступить правильно (справедливо), доводов, по которым следует так поступить, и социальной перспективы, лежащей в основе такого рассуждения, и представляет собой логически последовательную структуру связанных между собой представлений. Таким образом, эти шесть стадий образуют иерархическую последовательность все более сложных и абстрактных способов морального рассуждения, причем каждая последующая стадия включает в себя логику предыдущей. В последних формулировках этой теории внутри каждой стадии выделяются подстадии нравственной ориентации. Подстадия А ориентируется на установленные властью правила, а подстадия В – на честность и личную ответственность. Также стадия 6 теперь рассматривается как развитие подстадии В стадии 5, а не как отдельная стадия.
Порядок прохождения этой последовательности стадий считается неизменным и общим для всех. Переход на следующую стадию зависит от соответствующих уровней когнитивного развития и социальной перспективы или принятия роли, которые составляют необходимые, хотя и недостаточные условия для смены способа рассуждения [7]. Продвижение к более высокой стадии зависит, в частности, от когнитивной стимуляции, социального опыта диалога и обмена вследствие участия в совместных занятиях, а также от переживания когнитивного конфликта в результате столкновения с логикой следующей, более высокой стадии.
Таким образом, там, где теории научения рассматривают средовые влияния на моральное развитие исходя из наличия моделей следования правилам и ситуативно обусловленного получения вознаграждения или наказания, Л. Колберг [2, 3] делает особый акцент на возможностях принятия роли. Это предположение образует основу для педагогических приложений принципов морального развития [8].
Уровень морального рассуждения (или, как еще говорят, моральных суждений) оценивался различными способами [9]. В Интервью моральных суждений испытуемому предлагают выбор на грани моральных потребностей. Ответы рассматриваются с целью обнаружения понятий о таких аспектах, как личные отношения, наказание или совесть, и кодируются в виде доминирующей стадии, или показателей моральной зрелости, связанных с порядком стадий. Если более ранние оценочные процедуры критиковались как субъективные, в настоящее время пользователям доступен стандартизированный метод с удовлетворительными психометрическими свойствами. Были также разработаны объективные, самоприменяемые процедуры, которые основаны на понимании и предпочтении моральных аргументов, а не на спонтанном продуцировании суждений, и не дают идентичных результатов [10].
Мы пришли к выводу, что теория Л. Колберга - возврат к классическому рационализму Платона и Канта, которые отдавали первенство разуму (а не внешнему опыту) в роли источника знания и полагали, что нравственные нормы абсолютны, а не культурно или исторически обусловлены. Однако эти взгляды, к настоящему времени впитанные господствующим направлением психологии, продолжают оставаться спорными и с идеологической, и с эмпирической точки зрения. Приверженцы теории социального научения ставят под сомнение само понятие стадий морального развития на том основании, что уровень морального рассуждения варьируется в зависимости от содержания и что люди избирательно подходят к применению принимаемых ими моральных принципов [11].
Были собраны доказательства правильности этой теории. Например, Р. Солсо [4] проанализировал 45 кросс-культурных исследований с целью проверить утверждение о неизменном порядке продвижения в направлении универсальных этических принципов. Он обнаружил значительную эмпирическую поддержку универсальности стадий с 1-й по 4-ю, однако изученные им данные свидетельствовали о том, что, хотя более высокие стадии и не являются этноцентрическими, они требуют более плюралистического определения для их согласования с незападными культурами. Также утверждается, что теория и метод несут на себе отпечаток половой дискриминации, в частности подчеркиваются маскулинные идеалы формальных прав и справедливости за счет игнорирования «этики заботы», которая доминирует среди женщин [12]. Однако сколько-нибудь систематические половые различия в моральных суждениях не были обнаружены и приводятся аргументы в пользу того, что повышенное внимание женщин к взаимоотношениям, противопоставляемое свойственной мужчинам направленности на задачу (проблему), связано скорее с силой Эго, чем с моральной ориентацией [13].
Таким образом, когнитивная теория морального развития может выступить как условие успешной социализации современной молодежи. Психологические аспекты формирования у подростков со слабым моральным развитием, и как следствие, нарушением свойств личностно обусловленного поведения объективируются в серьезные отклонения и проблематичность в межличностных отношениях в группе сверстников и со взрослыми. Незрелость эмоционально-волевой сферы личности и самосознания, недостаточное сознание своих поступков, неумение строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми приводят к выражениям агрессивности, своеобразным реакциям в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности.
Список литературы Когнитивная теория морального развития Л. Колберга как условие успешной социализации современной личности
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. -351 с.
- Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы)//Психологический журнал. -1999. -Т. 20, № 3. -С. 5-17.
- Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга)/Диагностика эмоционально-нравственного развития/ред. и сост. И.Б. Дерманова. -СПб., 2002. -С. 103-112.
- Солсо Р. Когнитивная психология. -СПб.: Питер, 2006. -592 с.
- Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -256 с.
- Лобанов А.П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта. -М.: Новое знание, 2008. -376 с.
- Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе//Вестник Кемеровского гос. ун-та. -2014. -Вып. 2. (58), т. 2 -С. 122-124.
- Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход//Вестник Кемеровского гос. ун-та. -2015. -№ 1-2 (61). -С. 128-130.
- Урусова Л.Х. Традиционные способы решения проблем воспитания современной молодежи//Эволюция современной науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (20 октября 2015 г., г. Казань). В 2 ч. -Уфа: Аэтерна, 2015. -Ч. 1 -С. 142-144.
- Урусова Л.Х. Морально-эстетическая направленность воспитания в адыгской этнопедагогике//Научная мысль Кавказа. -Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ, 2007. -№ 2. -С. 72-75.
- Урусова Л.Х. Адыгский этикет: коды гендерного поведения//Ценности и смыслы. -М.: АНОО «Институт эффективных технологий», 2013. -№ 5 (27). -С. 118-128.
- Урусова Л.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов//Вестник Кемеровского гос. ун-та. -2014. -Вып. 2. (58), т. 2 -С. 115-117.
- Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (25 октября 2015 г., г. Пермь). В 2 ч. -Уфа: Аэтерна, 2015. -Ч.2 -С. 259-261.