Концепт леса у периферийных групп северных тюрков
Автор: Романова Е.Н., Данилова Н.К.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 6, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается концепт леса, обладающий амбивалентной сущностью в традиционной картине мира народа саха. Показывается, как в зависимости от локальных вариаций мировоззренческих аспектов образ леса в «сакральной топографии» варьируется с «положительной валентности» до «отрицательной». Подчеркивается, что центральные и северные якуты, у которых маркерами жизненного пространства выступают другие объекты ландшафта, лес рассматривают как периферию - переходную зону между «человеческим» и «иными» мирами, имеющую семиотический статус «опасной» зоны.
Ландшафт, народ саха, локальные группы, традиционное мировоззрение, сакральная топография, концепт леса, символика, мировоззрение, картина мира
Короткий адрес: https://sciup.org/14940688
IDR: 14940688
Список литературы Концепт леса у периферийных групп северных тюрков
- Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-38-00031).
- Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 2. М., 1959.
- Данилов В.Н. 1939 г. р., Сунтарский улус (зап. от 2007 г.): полевые материалы.
- Сивцев П.П. 1940 г. р., Оймяконский улус (зап. от 2012 г.): полевые материалы.
- Колесов К.К. 1944 г. р., Чурапчинский улус (зап. от 2005 г.): полевые материалы.
- Тимофеева Е.П. 1947 г. р., Анабарский улус (зап. от 2014 г.): полевые материалы.
- Попов А.А. Долганы: собрание трудов по этнографии/сост. А.А. Барболина. СПб., 2003. Т. 2.
- Романова Е. Н. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). М., 1997.
- Худяков И.А. Описание Верхоянского округа. Л., 1969.
- Попов А.А. Материалы по верованиям вилюйских якутов//Сборник МАЭ. Т. 11. Л., 1949.
- Романова Е.Н. Указ. соч. С. 100.
- Сивцев П.П. Указ. соч.
- Попов А.А. Указ. соч. С. 262.
- Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале ХХ вв. М., 1973.