Материнский образ божественной премудрости в библии и христианской традиции

Автор: Дикарев Алексий Викторович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 2 (97), 2021 года.

Бесплатный доступ

Женский образ Божественной Премудрости впервые появляется на страницах Библии. В раннехристианском богословии библейский образ Премудрости был истолкован христологически. Некоторые раннехристианские авторы использовали платоновский миф об андрогине с целью показать полноту человеческой природы Христа. В статье рассматриваются наиболее значительные примеры такого подхода в святоотеческом богословии, мистике Средневековья и философии Возрождения. Ряд богословов и мистиков этого направления наделяет Христа материнскими характеристиками. Автор полагает, что это стало возможным благодаря христологической интерпретации библейского образа Премудрости. Данная традиция в христианской мысли прослеживается вплоть до русской софиологии на Востоке и современных богословских течений на Западе. Автор делает вывод о существовании внутри библейского богословия и христианской мысли особого богословского направления, связанного с традицией Премудрости от ветхозаветной эпохи до XX в. Характерной особенностью данного направления является его ориентация на мистический опыт.

Еще

Священное писание, ветхий завет, новый завет, премудрость божия, библейское богословие, христология, софиология, христианская мистика, андрогиния, материнство

Короткий адрес: https://sciup.org/140257056

IDR: 140257056   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_2_79

Список литературы Материнский образ божественной премудрости в библии и христианской традиции

  • Максим Исповедник (1994) — Максим Исповедник, прп. Творения. М.: Мартис, 1994. Кн. II.
  • Кавасила (2002) — Николай Кавасила, прав. Христос. Церковь, Богородица. М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2002.
  • Соловьев (1911) — Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. М.: Путь, 1911.
  • Julian of Norwich (2015) — Julian of Norwich. Revelations of Divine Love / Trans. by B. Windeatt. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  • Lactantius — Incerti auctoris Phoenix Lactantio tributus // Patrologiae cursus completus (Series Latina) / Ed. par J.-P. Migne. En 217 t. Paris, 1841-1855. T. 7. Col. 277-284.
  • Leone Hebreo (1586) — Leone Hebreo. Dialoghi di amore. In Venetia, appresso Gio. Alberti, 1586.
  • Ward (1973) — Sister Benedicta Ward (trans.) The Prayers and Mediatations of St. Anselm. Harmondsworth, 1973.
  • Шипфлингер (1997) — Шипфлингер Т. София-Мария. Целостный образ творения. М.: Гнозис пресс; Скарабей, 1997.
  • Bertin (1991) — Bertin F. Corpo spirituale e androginia in Giovanni Scoto Eriugena // Androgino / A cura di A. Faivre e F. Tristan. Genova: ECIG, 1991.
  • Brisson (2002) — Brisson L. Sexual Ambivalence. Androginy and Hermaphroditism in Greco-Roman Antiquity. Los Angeles; London; Berkeley: University of California Press, 2002.
  • Eliade (1967) — Eliade M. Myths, Dreams and Mysteries. The Encounter between Contemporary Faiths and Archaic Realities. New York: Harper & Row, 1967.
  • Lo Prinzi (2002) — Lo Prinzi D. "Una donna che teme il Signore e degna di lode" (Pro 31, 30) // Laos. 2002. No. 9. P. 20-45.
  • Marsura (2012) — Marsura I. Giovanni Paolo I. Il sorriso dell'umile. Il Pontificato, i discorsi, gli scritti e i ricordi di chi gli e stato accanto. Vittorio Veneto: Dario de Bastiani Editore, 2012.
  • Milani (1997) — Milani M. Elogio della donna-sapienza (Prv 31, 10-31) // A. Bonora — M. Priotto e Collaboratori. Libri sapienziali e altri scritti. Torino: Editrice Elle Di Ci, 1997. P. 218-236.
  • Rad (1962) — Rad G. von. Old Testament Theology. New York, 1962. Vol. II.
  • Schüssler Fiorenza (1990) — Schüssler Fiorenza E. In memoria di lei. Una ricostruzione femminista delle origini cristiane. Torino: Claudiana, 1990.
  • Schüssler Fiorenza (1996) — Schüssler Fiorenza E. Gesü, figlio di Miriam, profeta della Sophia. Questioni critiche di cristologia femminista. Torino: Claudiana, 1996.
Еще
Статья научная