Медиаобразование: "журналистика для всех" или "профессионально-ориентированное медиаобразование"?

Автор: Онкович Анна Владимировна

Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej

Рубрика: Теория медиа и медиаобразования

Статья в выпуске: 13, 2015 года.

Бесплатный доступ

Медиаобразование (media education) - деятельностный процесс развития и саморазвития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). В одном случаем речь идет формировании информационной грамотности (ИГ), в другом - о медиаграмотности (МГ). Поскольку этот деятельностный процесс, как правило, проходит одновременно, в последнее время актуализировалось еще одно понятие - медиа-информационная грамотность (МИГ). Его некоторое исследователи рассматривают как зонтичный термин, объединяющий многие понятия, в состав которых входит лексема «грамотность». Термин «профессионально-ориентированное медиаобразование», который в образовательное пространство впервые ввели украинские исследователи, ныне обогащается новым содержанием. Это обусловлено тем, что медиаобразование внедряется в систему высшего образования при подготовке специалистов для разных отраслей. В коллективной монографии «Медиаграмотность специалиста» представлен пример внедрения профессионально-ориентированного образования при обучении будущих специалистов редакторского дела. Об этом и говорится в статье.

Еще

Медиаобразование, профессионально-ориентированное медиаобразование, журналистика для всех, предметное медиаобразование, информационная грамотность, медиаграмотность, медиаинформационная грамотность, медиакомпетентность, профессионально-ориентированная медиапсихология

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147218201

IDR: 147218201

Текст научной статьи Медиаобразование: "журналистика для всех" или "профессионально-ориентированное медиаобразование"?

В современном медиаобразовании выделены такие основные направления: 1) медиаобразование будущих профессионалов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.; 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в системе повышения квалификации преподавателей вузов и школ; 3) медиаобразование как составная часть общего образования школьников и студентов, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет; 6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование [1, с.212 и др.]. В этот перечень мы целенаправленно добавляли: 7) – медиаобразование будущих специалистов различных направлений подготовки, поскольку речь идет не просто о «журналистике/медиа для всех», а о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с массмедиа для повышения профессионального уровня, самообразования в течение всей жизни [2].

На вопрос, вынесенный в название статьи, ответим сразу: медиаобразование – это и „журналистика для всех”, и професиионально-ориентированное медиаобразование, и не только… Ибо это:

  • 1)    образование будущих медиаработников-профессионалов (высший уровень медиаобразования);

  • 2)    журналистика (или шире – медиа) для всех, когда речь идет об использовании наработок педагогов, готовящих специалистов для медиаотрасли, в другой обучающей среде (часто как хобби);

  • 3)    научение (и приучение) будущих педагогов в учебном учреждении к использованию медиапродуктов в дальнейшей педагогической деятельности – на занятиях по преподаванию своей дисциплины (наверное, следует вводить новое понятие, возможно, им будет «предметное медиаобразование»);

  • 4)    культура использования медиапродуктов для достижения заранее определенной социально-ориентированной цели;

  • 5)    профессионально-ориентированное медиаобразование.

Отметим при этом, что термин «профессионально-ориентированное медиаобразование» в образовательное пространство впервые ввели украинские исследователи [2 и др.], однако наши коллеги порой не считают нужным это обозначить [3]. Конечно, явление это появилось значительно раньше, чем его определение, тем не менее…

Именно профессионально-ориентированному образованию посвящены диссертационные работы, выполненные в Институте высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины (Р.Бужиков, Н.Духанина, И.Сахневич, О.Янишин), в Черкассах (И.Гуриненко, И.Чемерис), в Луганске, Житомире [ http://mic.org.ru/5-nomer-2013/184-mediadidaktika-vysshej-shkoly ], а прогораммы спецкурсов изданы отдельным сборником [4]. Современный специалист обязан быть медиакомпетентным. По нашему мнению, м едиакомпетентность специалиста – это интегральная характеристика личности, которая состоит из отдельных частных компетенций и является признаком медиакультуры. В этом ключе в Украине сейчас уже ведут речь и профессионально-ориентированной медиапсихологии [5]. …

Новые жизненные обстоятельства требуют ориентации высшей школы на всестороннее развитие личности в процессе ее подготовки. Задача специалиста информационной эпохи – развивать критическое мышление, умение анализировать и отбирать личностно значащую информацию, структурировать, обобщать и осмысленно использовать медиапродукты. Причем именно благодаря медиаобразованию студенты получают стимул к самообразованию через медиа.

Убеждаемся в этом, когда знакомимся с монографией „Медіакомпетентність фахівця” («Медиакомпетентность специалиста»). В названной монографии [6] авторы рассматривают особенности приобретения медиакомпетентности на примере редакторской специальности. Отмечаются характерные тенденции, обусловленные редакторской подготовкой медиапродукта, обращается внимание на педагогическую составляющую медиаобразования.

Основу монографического издания составляют исследования студентов кафедры «Издательское дело и редактирование» Издательско-полиграфического института Национального технического университета Украины «КПИ», выполненные в русле нашего экспериментального спецкурса «Медиаобразование». Именно практика преподавания этого спецкурса убедила в необходимости преобразования медиаобразования «вообще» в «профессионально-ориентированное медиаобразование». Особенно успешной была самостоятельная поисковая работа студентов, направленная на выполнение домашнего задания (напр. задание: «Найдите определенный медиапродукт, который обогатит вас профессиональными знаниями; представьте этот медиапродукт на занятии». При этом обязательным было условие: найти такую профессионально-значимую информацию, чтобы ее предъявление удивило и одногруппников, и преподавателя). Наиболее интересные поисковые находки превращались в статьи и публиковались. Такая студентоцентричность - одна из определяюших характеристик европейского простора высшего образования, что выстраивается в ходе реализации Болонского процесса.

Для некоторых студентов научный поиск, направленный на обогащение профессиональными знаниями, продолжился при написании дипломной работы. Успешно защищенные исследования, выполненные как дипломные проекты, и стали основой коллективной монографии.

Отметим, что в программе спецкурса научные изыскания молодых исследователей, развитые в дипломных работах, были обозначены точечно. Тем не менее, авторы монографии Ю. Горун, В. Кравчук, Н. Литвин (Кривонос) сегодня успешно решают проблемы профессионально-ориентированного медиаобразования на аспирантском уровне. Многие аспекты их исследований можно обозначить словом "впервые", поскольку предложенные темы исследований являлись новыми, актуальными и недостаточно исследованными. Их работы - значительный вклад в развитие медиаобразования. Тем более, что результаты студенческих наработок можно использовать в научнопедагогической деятельности, а также при разработке спецкурсов для профессиональной подготовки редакторов или непосредственно в издательстве. Разделы монографии содержат практический материал для специалистов, которые в своей работе могут его использовать в профессиональной деятельности.

Так, в разделе «Медиакомпетентность редактора», автором которого является Юлия Горун [6, с. 15 - 83], обоснована эффективность технологии формирования медиаграмотности редактора как составляющей его профессиональной компетентности с использованием сайтов по медиаграмотности. Исследовательница предложила собственное определение понятия медиакомпетентность редактора , выделила составляющие его медиакомпетентности, которые можно развивать с помощью сайтов в зависимости от специфики редакторской деятельности, сгруппировала сайты по медиаграмотности, а также определила, с помощью каких средств через эти сайты формируется медиакомпетентность редактора. С этой целью молодая исследовательница проанализировала влияние Интернет-источников по медиаграмотности на развитие медиакомпетентности редактора.

Вера Кравчук в разделе "Периодические издания по искусствоведению как средство медиаобразования" [6, с. 84 - 132], впервые представляет искусствоведческую периодику как отдельный пласт специализированной прессы, что может служить реализации задач медиаобразования; исследует медиаобразовательную функцию журналов об искусстве. Исследовательница предложила модель использования подобной прессы как одного из видов учебного материала (при изучении истории и теории искусства, а также для овладения навыками эффективного использования медиа студентами творческих учебных заведений), рассмотрела возможность введения медиаобразовательных занятий с использованием искусствоведческой периодики для студентов нехудожественных вузов.

Анализ периодических изданий по искусствоведению побудил исследовательницу определить одной из ключевых протекционистскую теорию медиаобразования, поскольку в последнее время особенно усилилось негативное влияние медиа на людей: не умея их использовать и выбирать среди разнообразия качественные источники информации, ее потребители приходят к ошибочным мнениям и действиям. Поэтому при преподавании медиаобразования на материале искусствоведческих СМИ В.Кравчук предлагает делать акцент на подборе качественных (правдивых, объективных, разноплановых, полных и т.п.) медийных средств. Автор исследования справедливо считает, что всегда актуальной будет оставаться эстетическая и культурологическая функции такой периодики, поскольку осведомленность в искусстве – один из основных показателей образованности и культурного уровня личности, даже не связанной с искусством профессионально.

Редакторскому аспекту подготовки к изданию такой литературы, как комиксы (рисованные истории) посвящен раздел авторства Екатерины Нагорной [6, с. 222 - 281]. Впервые в отечественной гуманитаристике исследовательница рассматривает учебно-воспитательные возможности комиксов и условия их применения; определяет их использование как одну из медиаобразовательных технологий в процессе обучения в школе; обосновывает особенности редакционного процесса обработки комиксов и выделяет роль редактора в этом процессе.

Практическое значение исследования Екатерины Нагорной заключается в реальных возможностях использования ее наработок на практике - и в редакционной работе, и в учебном процессе - при подготовке педагогов и редакторов. Раздел содержит методически грамотный практический материал для медиапедагогов, учителей, родителей и редакторов, которые в своей работе сталкиваются с использованием комиксов в новых условиях информационного общества.

Цель исследования Натальи Литвин (Кривонос) - обоснование эффективности технологии формирования профессиональной компетентности редакторов средствами медиапсихологии [6, с. 133 - 179]. Роль медиапсихологии в формировании профессиональных качеств редактора не была предметом научных исследований ни украинских, ни зарубежных ученых. Многие аспекты этого исследования можно определить как новое, актуальное и пока недостаточно исследованное. Работа Н.Литвин - значительный вклад в развитие медиаобразования и медиапсихологии, ее результаты стимулируют дальнейшие изыскания. Исследовательница впервые в мировой практике рассмотрела роль медиапсихологии в формировании профессиональных качеств редактора; предложила собственные определения понятий медиапсихология редактора, критическое мышление редактора; уточнила содержание терминов профессиональные качества редактора, медиапсихология и выяснила, какие именно медиапсихологические знания необходимы современному редактору. Раздел содержит практический материал для редакторов, журналистов, которые в своей работе сталкиваются с использованием медиапсихологических факторов в профессиональной деятельности.

Иной пример подключения медиапсихологичних факторов к профессиональной деятельности редактора представлен в разделе Иванны Костюхиной [6, с. 180 - 221], где говорится о медиапсихологии как средстве выявления механизма воздействия на эмоции зрителя развлекательных телепередач.

Жанр развлекательных программ приобрел значительную популярность в современном телевизионном пространстве, следовательно, основы их создания и специфика влияния на зрительскую аудиторию - актуальная проблема для исследований функционирования нынешнего телевидения. В разделе Иванны Костюхиной прослеживается стремление обнаружить в одной из самых популярных развлекательных программ украинского телеканала СТБ «Х-фактор» механизмы и результаты воздействия ее контента на эмоции зрителя, определить роль редактора в процессе создания таких программ, поскольку от квалифицированной работы редактора в значительной степени зависит финальный продукт.

Новизна исследования И. Костюхиной заключается в том, что в нем впервые говорится о медиапсихологии как средстве выявления механизмов влияния на эмоции зрителя развлекательных телепередач. С этой целью рассмотрены классификации развлекательных программ, определены их недостатки и разработана своя типология по актуальным критериям. Например, по критерию социальной значимости исследовательница разделяет их на: чисто развлекательные; развлекательные с элементами проблемности; проблемные с элементами развлекательности; чисто проблемные. В исследовании доказано, что развлекательные программы пользуются механизмами влияния на телезрителя, и на примере шоу «Х-фактор» рассмотрены эти механизмы. Значительное внимание при этом уделено роли редактора в создании развлекательных программ, важности такого профессионального качества, как критическое мышление.

В определении механизмов влияния, по мнению исследовательницы, важную роль играет медиапсихология. Иванна Костюхина предлагает собственное определение этого понятия: "Медиапсихология - это отрасль науки, которая исследует и определяет возможное влияние средств массовой информации на психику реципиента и на основе выявленных механизмов предлагает пути для его уменьшения". Ее работа - значительный вклад и в развитие критического мышления, когда анализ медиапродукта ориентирован на понимание скрытой составляющей сообщения. Этот процесс носит личностный и творческий характер.

Не останавливаемся на подробном анализе разделов монографии - они интересны и самобытны. Отметим только, что отдельные положения студенческих исследований были предметом обсуждения на международных круглых столах и международных научно-практических конференциях. По результатам исследований авторами-студентами опубликовано несколько статей.

Современное медиаобразование - это широкий простор для разработки новых теорий и концепций, апробации уникальных образовательных технологий, что и иллюстрирует издание. Монография прекрасно представляет возможности профессионально-ориентированного медиаобразования на примере подготовки будущих специалистов редакторского дела. Опыт подготовки к изданию комплексного исследования, объединенного одной идеей – профессионально-ориентированного медиаобразования – и выполненного под руководством одного руководителя, может стать хорошим примером для многих кафедр, которые готовят к самостоятельной деятельности специалистов XXI века.

Список литературы Медиаобразование: "журналистика для всех" или "профессионально-ориентированное медиаобразование"?

  • Возчиков, В.А. Медиасфера философии образования. - Бийск, 2007. - 284 с.
  • Онкович Г.В. Використання iнтегрованого простору знань у навчальному процесы засобами медiаосвiти // Вища освiта України, 2009. № 2, додаток 1. Тематичний випуск "Наука i Вища освiта України: мiра iнтеграцiї". - С. 166-172.
  • Онкович А.В. Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразование / А.В. Онкович // Вестник Челябинского государственного университета: научный журнал. - 2013. - № 22(313). - С. 86-91.
  • Онкович Г.В. Професiйно-орiєнтована медiаосвiта у вищiй школi // Вища освiта України. - 2014. - № 2. - С. 80-88.
  • Онкович А.В. Медиадидактика высшей школы // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/5-nomer-2013/184-mediadidaktika-vysshej-shkoly.
  • Аладьина Г.В. Профессионально ориентированное медиаобразование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mim.org.ru/uchastiniki-me-14.
  • Медiадидактика вищої школи: програми спецкурсiв // Онкович Г.В., Духанiна Н.М., Сахневич I.А., Гурiненко I.А., Янишин О.К., Онкович А.Д., Балабанова К.Е. / за наук. ред. доктора педагогiчних наук, професора Г.В.Онкович. - К.: Логос, 2013. - 196 с.
  • Литвин Н.О. Профессионально ориентированная медиапсихология в медиаподготовке будущих редакторов // Медиаобразование 2013: Сб. трудов Международного форума конференций "Медиаобразование 2013". Москва, 31 октября - 02 ноября 2013 г. / Под редакцией И.В. Жилавской. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 294-303.
  • Медiакомпетентнiсть фахiвця: колективна монографiя / Онкович Г.В., Горун Ю.М., Литвин Н.О., Нагорна К.А. та iн. // за наук. ред. д. пед. наук, проф. Онкович Г.В. - К.: Логос, 2013. - 260 с.
  • Федоров А.В. Синтез медийной и информационной грамотности как новая тенденция, предложенная ЮНЕСКО: плюсы и минусы // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - № 10. - С. 72-79.
Еще
Статья научная