Меланхолия западной мысли: человек после "смерти Бога"

Автор: Ростова Наталья Николаевна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 4 (87), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется судьба вопроса «что есть человек?» в современной западной философии. Основная тенденция состоит в том, чтобы отказаться от идеи исключительности человеческого существования, лишить человека онтологических привилегий и упразднить из философии вопрос о нем. Вместе со смещением христианства на периферию культуры разговор о человеке становится затруднительным. Однако автор отмечает, что на фоне этой тенденции заметно несколько антропологических проектов, принадлежащих Фукуяме, Хабермасу и Бодрийяру. Анализируя их, автор указывает на их пределы. Проект Фукуямы биологический. О человеке он пытается говорить в терминах «видоспецифического поведения». Однако не найдя специфики человека, он вынужден распространить идею прав на мир животных. Проект Хабермаса социальный. Человека он мыслит как производное от другого. Другой - поставщик образа человека, его идентичности. Вне социального образа человека нет. Бодрийяр отличается тем, что пытается говорить о человеке на языке антропологии. Он находит исключительность человека в его двойственности. Однако проект Бодрийяра остается столь же зыбким, как и другие, ибо он не решается на то, чтобы говорить об онтологической обеспеченности этой раздвоенности.

Еще

Человек, человечность, личность, субъект, субъективность, философская антропология, смерть бога, генная инженерия, дигитализация, искусственный интеллект

Короткий адрес: https://sciup.org/140246731

IDR: 140246731   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10075

Список литературы Меланхолия западной мысли: человек после "смерти Бога"

  • Агамбен Дж. Открытое: Человек и животное. М.: РГГУ, 2012. 112 с.
  • Бодрийяр Ж. Почему всё еще не исчезло? URL: https://syg.ma/@alesya- bolgova/zhan-bodriiiar-pochiemu-vsie-ieshchie-nie-ischiezlo (дата обращения: 13.05.2019).
  • Варава В. Псалтирь русского философа. Воронеж: Воронежская гос. лесотехническая акад., 2006. 139 с.
  • Гиренок Ф. Аутография языка и сознания. М.: МГИУ, 2010. 247 с.
  • Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 584 с.
  • Кастру Э. В. де. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 200 с.
  • Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 344 с.
  • Мартынов В. Книга перемен. М.: Классика-XXI, 2016. 1536 с.
  • Нанси Ж.-Л. Философия сегодня. Вопрос техники. URL: https://hisocrates.com/ talking/russkij-lektsiya-nansi-filosofiya-segodnya-vopros-tehniki/ (дата обращения 13.05.2019).
  • Негарестани Р. Ингуманизм. URL: s357a.blogspot.com/2018/04/blog- post.html (дата обращения 13.05.2019).
  • Пинкер С. Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 608 с.
  • Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека / Под ред. Н. Н. Ростовой. М.: Летний сад, 2015. 120 с.
  • Ростова Н. Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. М.: Проспект, 2017. 432 с.
  • Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М.: Издательство АСТ; ОАО «Люкс», 2004. 349 с.
  • Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.
  • Харман Г. О замещающей причинности. URL: http://magazines.russ.ru/ nlo/2012/114/h7.html (дата обращения 13.05.2019).
  • Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 392 с.
  • Haraway D. J. When species meet. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2008. 421 p.
Еще
Статья научная