Проблематизация человека: незавершенно-завершенный проект
Автор: Соловьева Грета Георгиевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Проблема осознанности практического воплощения человека
Статья в выпуске: 3 (47), 2021 года.
Бесплатный доступ
Проект человека, с точки зрения автора статьи, является завершенным и одновременно - незавершенным. Завершенным в том смысле, что философия и религия в своих тысячелетних исканиях дала ответ на вселенский вопрос о происхождении, сущности и предназначении человека, о высшем духовном Смысле его бытия. Ответ обеспечивает устойчивую мировоззренческую основу, позволяющую повергнуть скептицизм и релятивизм, для которых не существует критерия различения добра и зла и все происходящее покрывается мглой относительности и неопределенности. Современной формой скептицизма является постмодернизм, отвечающий на актуальные вопросы цифровизации и одновременно отрывающий человека и от реального мира, и от трансценденции, ввергающий его в пространство «симулякров». Это, действительно, незавершенное, предельно открытое, зыбкое и ненадежное пространство. Но философия Востока и Запада в своем многовековом поиске нашла надежные способы опровержения скептицизма во всех его исторических формах и определила прочные незыблемые основы бытия человека в мире, его «предельно означаемое». Имея в своем арсенале добытый нелегкими трудами результат, философия может стать надежной опорой в истолковании концепта трансгуманизма, вдохновленного успехами «эмерджентных технологий». В то же время проект является незавершенным в том смысле, что человеку предстоит преодолеть низменное, животное начало, побуждающее к порочным желаниям, мыслям и поступкам, и совершить восхождение к духовному, божескому Истоку. Этот процесс можно считать незавершенным, открытым, бесконечным. Телесность человека тоже будет совершенствоваться благодаря успехам современных технологий, но под водительством духовно-нравственных принципов - веры, любви, совести. Эти положения подкрепляются в статье обращением к концептам православной (Иван Ильин) и исламской философии (Абу Хамид аль-Газали).
Человек, трансгуманизм, эмерджентные технологии, жизнь, смерть, душа, тело, вера, любовь, совесть
Короткий адрес: https://sciup.org/147236900
IDR: 147236900 | DOI: 10.17072/2078-7898/2021-3-312-317
Список литературы Проблематизация человека: незавершенно-завершенный проект
- Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.
- Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / пер. с араб. и коммент. В.В. Наумкина. М.: Наука, 1980. 375 с.
- Аль-Газали А.Х. Элексир счастья. Ч. 1: Унваны 14. Рукн 1. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 332 с.
- Аль-Газали А.Х. Спасающий от заблуждений // Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Вост. лит., РАН, 1997. С. 434-436.
- Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: АСТ, 2004. 588 с.
- Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: АСТ, 2006. 694 с.
- Мерло-Понти М. В защиту философии / пер. с фр., примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. М.: Изд-во гуманит. лит., 1996. 248 с.
- Соловьева Г.Г. О человеке, его вере, любви, справедливости, богатстве, счастье. Ч. 1: Знание, вера, диалог. Алматы, 2016. 307 с.
- СтпенянцМ.Т. Восточная философия. М.: Вост. лит., РАН, 1997. 503 с.
- Тиллих П. Избранное: Теология культуры: пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 480 с.
- Шелер М. Положение человека в Космосе / пер.
- A. Филиппова // Проблемы человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
- Хабермас Ю. Политические работы / пер. с нем. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. 368 с. Хайдеггер М. Время и бытие / сост., пер., вступ. ст.
- B.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.