Мифологема «танцующего бога»: репрезентация человеческого тела в музыкальном искусстве

Бесплатный доступ

Цель предлагаемой статьи заключается в философском анализе способов репрезентации телесности человека в музыкальном искусстве. Результатом проведенного исследования становится раскрытие эстетического и мифического содержания классического балета как сферы, в которой человеческая телесность получает максимальное музыкальное выражение. Автор обосновывает тезис о том, что основным содержанием балета является музыка, движения танца подчинены развитию музыкальной темы. Тело танцора выступает одновременно в качестве музыкального инструмента и музыкального образа. Мифическое содержание балета заключается в утверждении символического единства физического и духовного, телесного и божественного начала. В статье применяются методологические принципы и установки диалектики Г. В. Ф. Гегеля и А. Ф. Лосева, используется семиотический подход. Основным результатом проведенного исследования выступает разработка философского подхода к осмыслению феномена академического танца.

Еще

Танец, балет, музыка, миф, эстетика, тело, пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/144162998

IDR: 144162998   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-62-68

Список литературы Мифологема «танцующего бога»: репрезентация человеческого тела в музыкальном искусстве

  • Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 2‑х томах. Т. II. Санкт-Петербург: Наука, 2007. 604 с.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Москва: Академический проект, 2021. 755 с.
  • Лосев А. Ф. Из ранних произведений. Москва: Правда, 1990. С. 195–393.
  • Луговая Е. К. Философия танца. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 128 с.
  • Морина Л. П. Мифология и феноменология танца // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2003. 191 с.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 1/1. Москва: Культурная революция, 2012. 416 с.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 4. Москва: Культурная революция, 2007. 432 с.
  • Осинцева Н. В. Танец в философии Алена Бадью // Общество: философия, история, культура. 2021. 4(84). С. 31–34.
  • Степанова Н. Ю. Феноменология танца: движение в структуре временности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольск-на-Амуре государственный технический университет, 2010. 217 с.
  • Фаритов В. Т. Балет как эстетический феномен: философия танца // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства № 6 (104), 2021. С. 40–49.
  • Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012
Еще
Статья научная