Феноменология телесности актера в театральном творчестве
Автор: Мазаненко О.М.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 4 (120), 2024 года.
Бесплатный доступ
Предметом аналитики данной статьи выступает телесная арт практика создания художественного образа актером с позиции феноменологической теории. Автор рассматривает телесность в качестве ключевого инструмента выразительности актера. Последовательно описывает этапы активности телесности как центра восприятия, рефлексии, переживаний на этапах репрезентации «сверхзадачи» и сценического перевоплощения. Особое внимание уделено рационально критическим и эмоционально смысловым интенциям эстетического ожидания, которые актуализируются «во плоти» в условиях сценической интерпретации. Приводится аргументация о сущности телесности актера как сопереживания самому себе, но только не реальному, а возвышенному над ситуацией реальности в связи с привнесенным драматизмом в условную ситуацию. Подтверждение обоснований автор находит в трудах мастеров сцены, а также в психологических исследованиях художественного творчества. Ключевым является вывод о надситуативном характере телесности актера театра, которая в сценическом пространстве выходит за пределы эмпирической пространственности, преобразовывается в качественно новую Я концепцию.
Актер, театральное творчество, телесность, переживание, образ, интенция
Короткий адрес: https://sciup.org/144163183
IDR: 144163183 | DOI: 10.24412/1997-0803-2024-4120-85-94
Список литературы Феноменология телесности актера в театральном творчестве
- Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Москва: Искусство, 1979. 380 с.
- Бритаева Н. Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. Саратов: Саратовский университет, 1986. 160 с.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Москва: Когито, 2001. 383 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. Москва: Педагогика, 1987. 345 с.
- Моэм У. Театр. Москва: АСТ, 2015. 318 с.
- Рибо Т. Творческое воображение. Санкт-Петербург: типография Ю. Н. Эрлих, 1901. 318 с.
- Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах / гл. ред. М. Н. Кедров. Москва: Искусство, 1954-1961. Т. 4: Работа актера над ролью. 1957. 551 с.
- Телесность человека: междисциплинарные исследования / ред. В. В. Николаева, П. Д. Тищенко. Москва: Философское общество СССР, 1991. 160 с.
- Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Собрание сочинений Л. Н. Толстого в 20 томах. Т.1. Москва: Художественная литература, 1978-1985. 120 с.
- Чехов М. Путь актера: жизнь и встречи. Москва: АСТ, 2009. 212 с.
- Шпет Г. Г. Искусство как вид знания (Статья-этюд) // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 3-17.
- Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. Воронеж: МОДЭК, 1998. 304 с.