Нарративные тактики А. И. Солженицына в повести "Раковый корпус". К проблеме формирования художественного метода писателя

Бесплатный доступ

«Раковый корпус» - воплощение отдельного этапа жизни и мысли писателя - свидетельствует о процессе формирования художественного метода Солженицына. Нарративную стратегию определяет главное стремление автора - показать реальную жизнь в ее многообразии, «видеть, слышать, убрать встроенную ложь». В рамках замкнутого хронотопа больничной палаты сталкиваются персонажи, принадлежащие к самым разным слоям действительности: их судьбы, идеи, нравственно-философские искания. Так возникает объемная художественная панорама, противопоставленная типизирующим нарративам соцреалистических романов. При этом, по существу, «Раковый корпус» не является полифонией со множеством «самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» или даже «перцептивных миров». Раскрывая полноту жизни, писатель не наделяет героев независимыми голосами; свободно монтируя ограниченные точки зрения, формирует собственную аксиологическую систему; создавая различные нарративные плоскости, наполняет их субъективным содержанием. Вывод: Стремясь передать жизнь в ее многообразии, писатель талантливо создает объемную художественную структуру. Многоголосие Солженицына как художественный метод является попыткой возразить системе и литературной доминанте советской эпохи. Жанровая типология полифонического романа только начинает формироваться.

Еще

Художественный метод а.и.солженицина, нарративная стратегия, аксиологическая система

Короткий адрес: https://sciup.org/148102382

IDR: 148102382

Список литературы Нарративные тактики А. И. Солженицына в повести "Раковый корпус". К проблеме формирования художественного метода писателя

  • Перселл, Б. Преодоление Солженицыным экзистенциального беспамятства с помощью личного, общественного и исторического припоминания//Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: Сб. ст. М., Русский путь, 2010. С. 459.
  • Захаров, В. О глубинных совпадениях Солженицына и Достоевского//Между двумя юбилеями. М., Русский путь, 2005. С. 410-411.
  • Урманов, А.В. Художественное мироздание Александра Солженицына. М., Русский путь, 2014. С. 337-343.
  • Спиваковский, П. Полифоническая картина мира у Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына//Между двумя юбилеями. М., Русский путь, 2005. С. 420.
  • Нива, Ж. Солженицын: борец и писатель. СПб., Вита Нова, 2014. С. 166.
  • Краснов, В. Солженицын и Достоевский: искусство полифонического романа. М., Б.и., 2012. С. 141.
  • Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., Изд-во Советский писатель, 1963. С. 6.
  • Спиваковский, П. Полифоническая картина мира у Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына… С. 421.
  • Кудинова И.Ю. Образы врачей в повести А.Солженицына «Раковый корпус»: факты и вымысел//Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Вып. 16. Кн. 1. Саратов, изд-во Сарат. ун-та, 2013. С. 87-90.
  • Солженицын, А.И. Раковый корпус//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. III. М., Изд-во Время, 2012. С. 251. В дальнейшем цитируется это издание, страницы указываются в скобках.
  • Радзишевский, В. Комментарии//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. III. М., Изд-во Время, 2012. С. 520.
  • Радзишевский, В. Комментарии…. С. 500.
  • Николсон, М.А. Солженицын как социалистический реалист//Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: Сб. ст./сост. и авт. вступ. ст. Э.Э.Эриксон, мл.; коммент. О.Б. Василевской. М., Русский путь, 2010. С. 488.
  • Краснов, В. Солженицын и Достоевский:…. С. 153.
  • Стенограмма расширенного заседания бюро творческого объединения прозы московской писательской организации СП РСФСР//Слово пробивает себе дорогу: Сб. статей и документов об А.И.Солженицыне. 1962-1974. М., Русский путь, 1998. С. 294.
  • Перселл, Б. Преодоление Солженицыным экзистенциального беспамятства…. С. 460.
Еще
Статья научная