Наследие Ф. М. Достоевского как вершина православного реализма
Автор: Сыромятников Олег Иванович
Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald
Рубрика: Памятные даты России. К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского (1821-1881)
Статья в выпуске: 2 (9), 2022 года.
Бесплатный доступ
Творчество Ф. М. Достоевского представляет собой феномен, актуальность которого не уменьшается с течением времени, а скорее возрастает. Автор статьи видит причину этого явления в особом сопряжении мировоззрения и таланта писателя. Творчески осмыслив опыт христианской литературы, Достоевский создал особый художественный метод, позволяющий полно и неискаженно излагать средствами современного русского литературного языка богооткровенную истину, хранимую православием. Сам писатель называл свой метод «полным реализмом», «реализмом в высшем смысле», но сегодня есть все основания называть его «православным реализмом». Главная задача этого метода - достоверно изображать взаимодействие внутреннего духовного мира человека с внешним духовным миром. Важным свойством православного мировоззрения является соборность, поэтому в творчестве Достоевского вопрос о судьбе одного человека неразрывно связан с вопросом о судьбе всего русского народа. Писатель вводит в общественный обиход понятие «русская идея» и всесторонне рассматривает его в своем публицистическом и художественном творчестве.
Ф. м. достоевский, православие, русская литература, Россия, русская идея, православный реализм, православное литературоведение
Короткий адрес: https://sciup.org/140297538
IDR: 140297538 | DOI: 10.47132/2588-0276_2022_2_89
Список литературы Наследие Ф. М. Достоевского как вершина православного реализма
- Антоний (Храповицкий), архиеп. Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007.
- Библиотека Ф. М. Достоевского: Опыт реконструкции. Научное описание. СПб.: Наука, 2005.
- Волгин И.Л. Пропавший заговор. Достоевский: дорога на эшафот. М.: Академический проект, 2017.
- Гоголь Н. В. Нужно любить Россию. О вере и Государстве Российском. СПб.: Русская симфония, 2007.
- Достоевский Ф. М. в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. лит., 1990.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 томах. Л.: Наука, 1972-1990.
- Захаров В. Н Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Отв. ред. В. Н. Захаров. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 5-20.
- Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. СПб., 2008.
- Игнатий (Брянчанинов), еп. О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_ Brjanchanmov/o-neobhodimosti-sobora-po-nyneshnemu-sostojaniyu-rossijskoj-pravoslavnoj-tserkvi (дата обращения: 01.04.2022).
- Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн.: Изд-во Д. В. Харченко, 2007.
- Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. 2-е изд., испр. М.: Изд. Совет Рус. Православ. Церкви, 2005.
- Соловьев В. С. Русская идея // Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. С.41-69.
- Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010.
- Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения. М., 1997.
- Феофан, еп. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1991.
- Феофан, еп. О православии с предостережениями от погрешений против него. М., 1991.
- Хомяков А. С. Церковь одна // Хомяков А. С. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. Работы по богословию. М., 1994.