Наставничество как форма реализации индивидуальных маршрутов в подготовке будущих педагогов физической культуры

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена описанию исследования форм наставничества в процессе реализации индивидуальных маршрутов подготовки педагогов физической культуры. В рамках данной статьи описаны разработанные авторским коллективом «Трансдисциплинарной лаборатории образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта» индивидуальные образовательные маршруты «Когнитивная компетентность»,Наставничество как форма реализации индивидуальных маршрутов в подготовке будущих педагогов физической культуры «Будущий педагог», «Физкультурно-спортивное самосовершенствование», для реализации которых применялись менторинг, коучинг и тьюторинг как формы наставничества. В эмпирической части при измерении параметров, характеризующих эффективность форм наставничества в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов, основным методом исследования стал контент анализа эссе «Наставничество в процессе обучения в вузе», который позволил выявить различия в субъективных представлениях о формах наставничества до и после реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Еще

Индивидуальные маршруты, подготовка педагогов физической культуры, наставничество, менторинг, коучинг, тьюторинг

Короткий адрес: https://sciup.org/142244036

IDR: 142244036

Текст научной статьи Наставничество как форма реализации индивидуальных маршрутов в подготовке будущих педагогов физической культуры

Т.В. Жабакова, В.Е. Жабаков

Введение. В современных условиях наставничество становится универсальной моделью построения субъект-субъект-ных отношений внутри общеобразовательного учреждения, технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формой взаимообогаща-ющего сотрудничества [2], позволяющей наиболее эффективно реализовать индивидуальные маршруты подготовки будущих педагогов физической культуры.

Различными аспектами наставнической деятельности в разное время занимались такие ученые, как Н.Д. Базарнова, С.Я. Батышев, А.А. Бродский, А.Р. Вайс-бург, Е.М. Дорожкин, В.И. Загвязинский, С.И. Змеев, В.В. Краевский, М.В. Кларин, А.А. Кузнецов, С.В. Масалимова, М.И. Махмутов, М.В. Кларин, В.А. Сла-стенин, И.И. Соколова, Н.М. Таланчук и др. Независимо от подходов в работах авторов отмечается, что никакая другая форма профессионального развития не может быть настолько адресной и практико-ориентированной.

И.В. Круглова отмечает, что система наставничества способна «интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации» [8]. Н.М. Полетаева и Л.Е. Лукина называют наставничество одной из самых древних и эффективных технологий формирования педагогических кадров на основе субъект-субъектных отношений [11]. Т.Ю. Осипова определяет педагогическое наставничество как «сложно структурированную синергети- ческую систему, направленную на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства» [10]. Е.А. Дудина отмечает идеи индивидуализации и личностного ориентирования в процессе наставничества [6].

В научной литературе не существует единого подхода относительно понимания форм наставничества. Менторство, тьюторство, коучинг как особые формы наставничества отличаются по способам взаимодействия и методам решения поставленных задач. Так, коучинг, который реализуется через систему вопросов, активизирует автономность личности [1]. Менторство как «мягкая» форма наставничества сочетает в себе признаки имитационного моделирования и ква-зипрофессиональной деятельности [3]. Тьторинг предполагает выстраивание такого субъект-субъектного взаимодействия, при котором реализуются методы педагогического сопровождения и поддержки [4]. Таким образом, наставничество как метатехнология является значимой для подготовки педагогов физической культуры, однако формы наставничества, а также эффективность форм наставничества в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки будущих педагогов физической культуры изучены недостаточно, что обусловливает научную и социальную актуальность нашего исследования.

Цель и методы исследования. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности форм наставничества в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществлялась на базе «Трансдисциплинарной лаборатории образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта». В исследовании приняли участие 66 человек из них мужчин – 25 чел., женщин – 20 чел. в возрасте от 18 до 20 лет.

Цель исследования – определить эффективность форм наставничества в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки будущих педагогов физической культуры.

На первом этапе эмпирического исследования изучались индивидуальные образовательные маршруты (далее – ИОМ) и формы наставничества, описывались виды ИОМ.

На втором этапе изучались особенности субъективного отношения к ИОМ в процессе реализации менторинга, коучинга, фасилитации как форм наставничества. В качестве эмпирического метода нами был выбран контент-анализ высказываний респондентов о выборе форм наставничества. В соответствии с логикой контент-анализа были выделены категории и маркеры представлений педагогов физической культуры [2] о процессе наставничества и формах наставничества, зафиксированные в форме единиц текста. Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики.

Результаты. Опираясь на «типологию индивидуальных образовательных маршрутов студентов» [9], описанных Н.А. Лабунской [9], мы выделили ИОМ «Когнитивная компетентность», ИОМ «Будущий педагог», ИОМ «Физкультурно-спортивное самосовершенствование» и такие формы наставничества, как мен-торинг, коучинг и тьюторинг.

Задача реализации ИОМ «Когнитивная компетентность» – развитие навыков самообразования, что предполагает выбор и принятие субъектом цели собственной деятельности, личностное отношение к составлению программы действий, «осу- ществление самоконтроля, самооценки, анализа собственной деятельности» [7]. Л.А. Байкова и О.А. Сучкова под педагогическим коучингом понимают «средство организации субъект-субъектного взаимодействия, в ходе которого педагог, учитывая уровень актуального развития обучающегося, его личностный опыт, креативность и способность к саморазвитию, создает ситуацию успеха и актуализирует знания и умения обучающегося для личностного саморазвития, самореализации и самостоятельного решения профессиональных и личностных проблемных ситуаций» [1]. Поэтому в качестве формы наставничества, позволяющего актуализировать когнитивную компетентность студентов нами был выделен педагогический коучинг.

ИОМ «Будущий педагог» реализовался в процессе педагогической практики. Цель реализации ИОМ – развитие способности будущего педагога к трансформации направленности личности индивидуальной к профессионально-педагогической в контексте предметной и внеурочной деятельности по физической культуре. В связи с тем, что предметом рефлексии будущих педагогов становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений в качестве формы наставничества для реализации ИОМ «Будущий педагог» нами выбран менторинг.

Менторинг представляет собой комплексное взаимодействие между ментором и менти, направленное на достижение профессиональных целей в контексте возникающих обстоятельств [3]. Главным преимуществом менторин-га является то, что он позволяет молодому педагогу учиться профессии изнутри, так как являясь формой развивающего наставничества, менторинг позволяет осуществлять техники «мягкого контроля» и эмпатийного педагогического сопровождения.

Реализация ИОМ «Физкультурноспортивное самосовершенствование»

Наставничество как форма реализации индивидуальных маршрутов в подготовке будущих педагогов физической культуры

направлена на формирование способностей целенаправленно совершенствовать своих физические навыки навыков в соответствии с долгосрочными экспекта-циями. Самосовершенствование – это социальное начинание, основанное как на социальных, так и на профессиональных нормах. Как считают А.А. Глузман и А.В. Глузман, «базовая структура самосовершенствования включает постоянное образование (овладение способами логического мышления, поисковыми, творческими, управленческими учебными и профессиональными приемами интеллектуальной и практической деятельности); развитие личностных качеств (мотивации, интереса, потребностей и возможностей, социально-деятельностных навыков, морально-нравственных и эстетических норм и личностно-индивидуального опыта)» [5], поэтому в качестве формы наставничества для реализации ИОМ нами выбран тьюторинг. Тьюторинг при реализации процесса физкультурно-спортивного самосовершенствования предполагает такое педагогическое сопровождение деятельности студентов, при котором не только формируются необходимые компетенции, но и реализуется индивидуальный и диффе- ренцированный подход в зависимости от физических возможностей и спортивной специализации будущих педагогов физической культуры.

В эмпирической части при измерении параметров, характеризующих эффективность форм наставничества, основным методом исследования стал контент анализа эссе «Наставничество в процессе обучения в вузе». В соответствии с логикой контент-анализа были выделены категории и маркеры представлений педагогов физической культуры [2] о процессе коучинга, менторства и тьюто-ринга, зафиксированные в форме единиц текста, характеризующих конструкт «наставничество».

Обсуждение. Результаты контент-ана-лиза эссе «Наставничество в процессе обучения в вузе» были подготовлены на основе анализа 500 упоминаний, семантически и логически связанных с темой наставничества. Нами были сформулированы четыре основных категории анализа, указаны данные частотного анализа, то есть количество наиболее часто встречающихся упоминаний времени и их процент от числа всех упоминаний времени во всех текстах (табл. 1).

Таблица 1 – Результаты контент-анализа текстов эссе (в единицах анализа и процентах)

Т.В. Жабакова, В.Е. Жабаков

Тематическая направленность

Категория анализа

Кол-во ед. (%)

Наиболее часто встречающиеся индикаторы самореализации

Наставничество в процессе обучения в вузе

Содержание

15%

Поставил цель, нашел решение проблемы, чувствую себя равным, нашел решение самостоятельно, сделал выбор

Модальность

12%

Понравилось, нужная форма, мне подходит

7%

Не понравилось, не понял

3%

Не отличается от обычного обучения, как обычно

Ожидания

9%

Помощь

Ответ на вопросы

Поддержка

Результат

7%

Самообучение и саморазвитие Обмен мнениями

Консультация, помощь

В результате интерпретации результатов контент-анализа были выявлены некоторые тенденции в восприятии студентами форм наставничества.

Качественные различия показателей контент-анализа категории «содержание» между формами наставничества не выявлены. Маркерами наставничества респонденты считают «решение проблемы» и «выбор варианта решения». Недостаточно точное представление о различиях в содержании форм наставничества может быть обусловлено недостаточной информированностью будущих педагогов физической культуры о коучинге, менторинге и тьюторинге.

Если тенденция к полярности в описании модальности коучинга проявляется в 27,2% лексических единиц этой группы, то в 9,09% лексем происходит сглаживание описания менторинга, а в 5,6% текстах, в которых мы выделили описание тьюторинга, использованы маркеры положительной модальности. Возможно, для респондентов, которые характеризуют коучинг такими маркерами, как «сложно», «долго отвечал», характерна мотивация избегания усилий, что требует дополнительного исследования. Качественным своеобразием показателей категории «результат» также является сглаживание различий между формами наставничества. Так, тенденция к уравновешиванию доминирования социально одобряемых высказываний и личного мнения является общей для описания всех форм наставничества.

Используя критерий φ* Фишера мы выявили различия по категориям анализа для описания форма наставничества до и после реализации индивидуальных образовательных маршрутов: коучинг (φ*эмп= 1,05, при φ*кр = 1,64 (ρ≤ 0,05) φ*кр = 2,31 (ρ ≤ 0,01)), менторинг (φ*эмп = 2,48, φ*кр = 2,31 (ρ ≤ 0,01)), тьюторинг (φ*эмп = 1,34 при φ*кр = 1,64 (ρ≤ 0,05) и φ*кр = 2,31 (ρ≤ 0,01), наставничество как совокупность трех форм (φ*эмп= 1,78 при φ*кр = 1,64 (ρ≤ 0,05) и φ*кр = 2,31 (ρ≤ 0,01)). Таким образом, изменения в пред- ставлениях о формах наставничества являются значимыми для менторинга как «мягкой» формы наставничества. Однако, представления о наставничестве в совокупности трех форм также изменилось при уровне значимости (ρ≤ 0,05), что является позитивной тенденцией.

Заключение. В современных научных исследованиях понятие наставничества расширяет свои привычные границы понимания. В нашем исследовании в качестве основной формы для реализации ИОМ «Когнитивная компетентность» был выбран коучинг, реализации для ИОМ «Будущий педагог» – менторинг, реализации ИОМ «Физкультурно-спортивное самосовершенствование» – тьто-ринг. В современном педагогическом образовании технология наставничества проектируется в практико-ориентированных программах как элемент целостного процесса подготовки будущих педагогов, поэтому применение совокупности форм наставничества является необходимым условием повышения качества современного педагогического образования. Формы наставничества, ориентированные на эффективную реализацию гибких и мобильных индивидуальных образовательных маршрутов, способствует оптимизации процесса подготовки педагогов и помогает им развивать навыки самостоятельного обучения, совершенствования и самореализации [8].

Список литературы Наставничество как форма реализации индивидуальных маршрутов в подготовке будущих педагогов физической культуры

  • Байкова, Л.А. Педагогический коучинг в системе сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов в вузе / Л.А. Байкова, О.А. Сучкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2022. – № 4. С. 25-28.
  • Бурлакова, Т.В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей / Т.В. Бурлакова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – Т. 4. – № 57. С. 40-44.
  • Гарифуллина, А.М. Менторинг - инструмент для системы высшего педагогического образования Российской Федерации / А.М. Гарифуллина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. С. 100-103.
  • Гейнце, Л.А. Научно-методическое сопровождение как инструмент профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования / Л.А. Гейнце // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2024. – Т. 8. – № 1(29). С. 75-88.
  • Глузман, А.А. Сущность, структура и функции личностно-профессионального самосовершенствования педагога / А.А. Глузман, А.В. Глузман // Гуманитарные науки. – 2022. – №1 (57). С.43-51.
  • Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е.А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 5. С. 25-36.
  • Кениспаев, Ж.К. Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога как основа профессионального роста / Ж.К. Кениспаев, О.М. Чуприянова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 10(90). С. 82-86.
  • Круглова, И. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И. Круглова, Л. Погребняк // Народное образование. – 2007. – № 9(1372). С. 109-111.
  • Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия / Н.А. Лабунская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2002. – Т. 2. – № 3. С. 79-90.
  • Осипова, Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества / Т.Ю. Осипова // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2015/15083.htm.
  • Полетаева, Н.М. Роль наставника как одной из наиболее эффективных форм управления знаниями в развитии кадрового потенциала региональной системы образования / Н.М. Полетаева, Л.Е. Лукина // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общей редакцией В.Н. Скворцова; Л.М. Кобрина. – СПб. – 2015. – Т. 2. – С.109-115.
Еще
Статья научная