Настольная военно-историческая игра как форма исторической реконструкции
Автор: Харинин Артем Игоревич, Харинина Лариса Васильевна
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Война в восприятии современников и потомков
Статья в выпуске: 1 т.25, 2020 года.
Бесплатный доступ
Введение. Настольные военные игры являются древним изобретением человечества. Однако в XIX в. появился новый тип военных игр, который прошел долгую эволюцию от прикладного военного пособия до исторической реконструкции, способной сыграть роль математической модели при изучении отдельных вопросов, стоящих перед исторической наукой. Методы. В представленном исследовании авторы опираются на традицию «клиометрии», или «квантитативной истории». К ее методам относятся: вариативный анализ событий, метод средних величин и статистический анализ. Анализ. В данной статье излагаются основные этапы становления настольных военно-исторических игр и показано их влияние на военное искусство и историческую науку. Рассмотрены наиболее важные трансформации - от настольных развлекательных игр к практическим штабным пособиям и далее к прикладным историческим исследованиям. Описаны принципы создания подобных игр и влияние предметной области исследования на их правила. Указаны границы применения данного метода реконструкции. Подчеркиваются преимущества и недостатки игровой реконструкции, а также ее практический потенциал в качестве вспомогательной исторической дисциплины. Дается краткий анализ основных монографий по данной проблематике. Приведены примеры военных игр, имевших важное значение в развитии метода игровой исторической реконструкции. Описаны основные современные типы настольных военных игр. Даны критерии оценки их исторической достоверности и аналитического потенциала. Результаты. Современные настольные военные игры позволяют сделать любое военно-историческое исследование более взвешенным и объективным, гибко настроить их правила под обозначенные границы предметной области исследования. Американскими исследователями изложены принципы и механизмы их создания, позволяющие самостоятельно изготовить игровую модель для тестирования определенных гипотез, выдвигаемых историком.
Настольная военная игра, историческая реконструкция, соединение, зона контроля, игровой масштаб
Короткий адрес: https://sciup.org/149130744
IDR: 149130744 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.1.11
Список литературы Настольная военно-историческая игра как форма исторической реконструкции
- Бируни, А. Р. Индия / А. Р. Бируни. - М.: Ладомир, 1995. - 727 с.
- Ильичев, Л. Ф. Методологические проблемы общественных наук / Л. Ф. Ильичев. - М.: Наука, 1979. - 472 с.
- Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. - М.: Наука, 2003. - 485 с.
- Кузминский, А. Руководство къ военной игръ / А. Кузминский. - 2-е изд. - Спб.: Воен. тип., 1848. - 221 с.
- Яблоков, К. В. Компьютерные исторические игры 1990-2000-х гг.: Проблемы интерпретации исторической информации: дис.... канд. ист. наук / Яблоков Кирилл Валерьевич. - М., 2005. - 252 с.
- Advanced Squad Leader // Board Game Geek. - Electronic text data. - Mode of access: https://boardgamegeek.com/boardgame/243/advanced-squad-leader. - Title from screen.
- Allen, T. B. War Games / T. B. Allen. - Berkeley: The Universitet of California Press, 1989. - 402 p.
- Bulge 20: The Ardennes Offensive // Victoru Point Games. - Electronic text data. - Mode of access: https://victorypointgames.com/documents/B20_ notes.pdf. - Title from screen.
- Crane, L. African Games of Strategy: A Teaching Manual / L. Crane. - Urbana: University of Illinois Press, 1982. - 53 p.
- Dunnigan, J. F. How to Make War: A Comprehensive Guide to Modern Warfare in the Twenty-first Century / J. F. Dunnigan. - N. Y.: Harper Collins, 2003. - 672 p.
- Dunnigan, J. F. The Complete Wargames Handbook: How to Play and Design Commercial and Professional Wargames / J. F. Dunnigan. - Bloomington: in Universe, 2000. - 417 p.
- Harring, S. D. Second Sight: The Millennium's Best "Other" Game and the Millennium's Most Influential Person / S. D. Harring // Pyramid. - 1999. - Dec. 24. - P. 3-15.
- Hilgers, P. War Games: A History of War on Paper / P. Hilgers. - L.: MIT Press, 2012. - 240 p.
- Lewin, C. G. War Games and Their History / C. G. Lewin. - N. Y.: Fonthill Media, 2012. - 272 p.
- MacNab, I. Kriegspiel and the Sandtable: Using Tabletop Waargames to Teach Tactics and Exercise Decision Making in the Classroom / I. MacNab. - West Point: US military Academy, 2012. - 174 p.
- Mathematical Games: Hex, Tic-Tac-Toe, Solved Game, Sprouts, Pentomino, Phutball, Nim, Dots and Boxes, Tangloid, Tactix. - Memphis: General Books, 2010. - 206 p.
- Mikaberidze, A. The Battle of Berezina: Napoleon's Great Escape / A. Mikaberidze. - Barnsley: Pen and Sword Military, 2010. - 284 p.
- Panzer Blitz // Board Game Geek. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.boardgamegeek. com/boardgame/2238/panzerblitz. - Title from screen.
- Reisswitz, B. Von. Kriegspiel: Instructions for Representation of Military Manoeuvres with the Kriegspiel Apparatus / B. Von Reisswtz. - Stanford: B. Leeson, 1983. - 123 p.
- Shako // Board Game Geek. - Electronic text data. - Mode of access: https://boardgamegeek.com/boardgame/22186/shako. - Title from screen.
- Verdy's Free Kriegspiel including the Victorian Army's 1896 War Game / ed. by J. Curry. - L.: Lulu Publ., 2008. - 163 p.
- Wells, H. Little Wars and Floor Games / H. Wells. - N. Y.: Dover Publications, 2015. - 182 p.