Невербальный компонент речи в ритуале как код сакральной коммуникации

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме происхождения и развития специфических типов невербального семиотического процесса и их месту в системе речевой коммуникации сакрального и профанного типа. Автор исследует сакральные коммуникации, в частности архаический ритуал, в котором разные виды звуков (речь, плач, голошение, крик, пение, свист, смех и т.д.), произнесённые особенным, необыденным образом, всегда имеют особое значение, несут в своей основе магическое содержание, что объясняется обращением голоса к иному, нездешнему миру или вестью оттуда. В статье подчёркивается оппозиция сакральной и профанной речи и прослеживается процесс самоопределения ритуала от мифа (и языка), в результате которого ритуальные смыслы переводятся в слова, что приводит к неизбежной деградации ритуала и заставляет вырабатывать новые механизмы поддержания его сакральности. Важнейшим из них, по мнению автора, является закрепление в ритуале невербального компонента речи особого, девиантного характера, способного возбуждать искомое партипационное переживание.

Еще

Выразительные средства в архаическом ритуале, голос, семиотика голоса, архаический ритуал, сакральная коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/14489760

IDR: 14489760

Список литературы Невербальный компонент речи в ритуале как код сакральной коммуникации

  • Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. Москва: Новый век, 2000.
  • Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. Москва: Новое литературное обозрение, 2004. 584 с.
  • Менская Т.Б. «..в контексте мифа о Гермесе»//Структура текста/ред. Т.В. Цивьян. Москва: Наука,1980. 287 с.
  • Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян/ред. С. Толстая. Москва: Индрик, 1999.
  • Топоров В. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. Москва: Наука,1988. 331 с.
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Москва: Лабиринт, 1997. 448 с.
Статья научная