Новое богословие как концептуальная (методологическая) основа творчества М. М. Тареева
Автор: Козачук Никита Андреевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 5 (94), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме «нового богословия» как концептуальной и методологической основе мировоззрения М. М. Тареева. Основной вектор научных изысканий М. М. Тареева направлен на нравственное богословие. В соответствии с мыслью профессора, нравственное учение должно рассматривать то, как именно догматическое богословие, догматы проявляются и воплощаются в христианской жизни. Таким образом, догматика становится для Тареева «богословием статическим», в то время как учение о нравственности, «философия жизни» являет определенную духовную динамику развития: «Догматика имеет дело с абстрактной формулой христианства, а нравственно-субъективное учение познает христианство в его жизненной подвижности, в его живом ритме, в его конкретной диалектике». Как исследовательская проблема «новое богословие» М. М. Тареева предстает как поиск антиномического единства между схоластической и точной догматической богословской наукой - и постигаемой в пустыне бытия нравственной необходимостью, возможной не в образах Гефсимании «моралистов» или Голгофы «юристов», а в субъективном, внутреннем стремлении к победе над искушениями мира сего, преобразующими человека в христианском направлении развития личности, побеждающей искушения пустыни обыденного жития.
Новое богословие, нравственное богословие, догматическое богословие, нравственно-субъективный метод, сотериологический критерий, ведение сердца, методология, позитивная философия
Короткий адрес: https://sciup.org/140250817
IDR: 140250817 | DOI: 10.47132/1814-5574_2020_5_44
Список литературы Новое богословие как концептуальная (методологическая) основа творчества М. М. Тареева
- Тареев М. М. Законническое иудейство // Богословский вестник. 1907. Т. 3. № 11.
- Тареев М. М. Церковная история христианских народов // Христианское мировоззрение. Основы христианства. 3-е изд. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908. Т. 3.
- Тареев М. М. Религиозный синтез в философии В. С. Соловьева // Христианское чтение. 1908. № 1.
- Тареев М. М. Философия жизни // Сергиев Посад: Типография Св.-Tp. Сергиевой лавры. 1910.
- Тареев М. М. Философия жизни. Сергиев Посад, 1916.
- Тареев М. М. Христианская философия. Ч. I: Новое богословие [Вступительная лекция. Сентябрь. 1916] // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 6/7; № 8/9.
- Барсов Н. И. Индифферентизм и скептицизм в религии: из журнала "Lenseignement Catolique" за 1880 г. // Христианское чтение. 1880. № 1-2. С. 159-179.
- Бродский А. И. Михаил Тареев. СПб., 1994. 80 с.
- Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011. 672 с.
- Кирилл (Гундяев), патр. Собрание трудов. Сер. III: Богословие и духовное просвещение. Т. 1: Процесс преодоления схоластических влияний в русском богословии. Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная научная конференция "Богословие и духовность". Москва, 11-18 мая 1987 г. М., 1989. С. 97-115.
- Дебольский Г., прот. О естественном и разумном в области нравственно-духовной // Христианское чтение. 1868. № 5. С. 653-672.
- Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901- 1903 гг.). М.: Республика, 2005. 543 с.
- Кикин В., прот. Понимание аспектов грехопадения Адама и Евы по трудам М. М. Тареева // Вестник РХГА. 2017. № 1.
- Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. Сб. № 14. М.: Московская Патриархия, 1975. 261 с.
- Сильвестр (Стойчев), иг. "Новое богословие" профессора М. М. Тареева // Труды КДА. № 12. 2010. 382 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие / Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 445 с.
- Янышев И. Л., протопр. Несветлые стороны нашей церковной жизни // Христианское чтение. 1868. № 1. С. 146-183.