Новые вызовы региональной преступности в миграционной сфере

Бесплатный доступ

В представленной статье авторами на основании оперативных и статистических данных правоохранительных органов, а также материалов конкретных уголовных дел проведен анализ современных вызовов и криминогенных рисков в сфере миграции на примере Республики Бурятия. Выявлена устойчивая связь между нарушениями миграционного законодательства и совершением тяжких преступлений, включая преступления против половой неприкосновенности, жизни и здоровья, а также браконьерство. Особое внимание уделено определению ключевых факторов, способствующих росту правонарушений, и систематизации основных способов организации незаконной миграции в регионе. В заключительной части работы отмечена необходимость пристального внимания к миграционной ситуации в Республике Бурятия со стороны юридического сообщества, а также разработка комплексных профилактических мер, направленных не только на самих мигрантов, но и на коррупционные схемы в органах власти.

Еще

Незаконная миграция, иностранный гражданин, лицо без гражданства, миграционное законодательство, преступность мигрантов, фиктивные браки, коррупция, организованная преступность, трудовые мигранты, противодействие незаконной миграции

Короткий адрес: https://sciup.org/148332746

IDR: 148332746   |   УДК: 343.3:314.7.044   |   DOI: 10.18101/2658-4409-2025-3-33-38

Текст научной статьи Новые вызовы региональной преступности в миграционной сфере

Шимко С. Е., Золотоев А. В. Новые вызовы региональной преступности в миграционной сфере // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2025. Вып. 3. С. 33–38.

Традиционно принято считать территорию Республики Бурятия среди других регионов России относительно спокойной в вопросах незаконной миграции. Тем не менее процессы глобализации, динамичное экономическое развитие региона, обусловленное реализацией масштабных национальных проектов и федеральных программ, привели к значительному увеличению притока трудовых мигрантов.

Этот рост, как показывают материалы правоохранительной практики, сопряжен с нарастанием криминологических рисков.

Материалы уголовных дел отражают, что совершающие преступления мигранты зачастую находятся на территории России с нарушением миграционного законодательства, а в ходе расследования преступлений мигрантов поэтапно раскрываются организованные формы преступной деятельности в сфере миграционных отношений, в том числе среди должностных лиц, призванных контролировать миграционные процессы [9].

Согласно теории социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Р. Парк) быстрые демографические изменения и рост неоднородности населения могут приводить к ослаблению социальных связей и норм, что создает благодатную почву для развития преступности [3; 8]. В данном случае увеличение миграционных потоков в Республике Бурятия коррелирует с ростом правонарушений.

Эмпирические данные подтверждают эту взаимосвязь. В 2024 г. на миграционный учет было поставлено 35 440 иностранных граждан. Наблюдается значительный рост числа трудовых мигрантов (+19%), что подтверждается увеличением выдачи патентов на 11 % и разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов в четыре раза. Основной поток трудовых мигрантов прибывает, как правило, из Китая, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.

Анализ криминальной статистики показывает, что рост миграции сопровождается увеличением числа правонарушений. В 2024 г. было выявлено 522 иностранных гражданина, незаконно находящихся на территории Российской Федерации (+37%), возбуждено 52 уголовных дела за нарушения миграционного законодательства по статьям 322, 322.1, 322.2, 322.3, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Преступность среди иностранных граждан в Республике Бурятия имеет ряд специфических черт:

– криминальный характер пребывания: значительная часть преступлений совершается лицами, незаконно находящимися на территории Российской Федерации;

– связь с профессиональной деятельностью: преступления против жизни и здоровья часто связаны с нарушениями техники безопасности на строительных объектах, где заняты трудовые мигранты [7];

– организованные формы: выявляются организованные группы, включающие как мигрантов, так и граждан Российской Федерации, в том числе должностные лица. Это подтверждается расследованием уголовных дел по фактам организации незаконной миграции.

Анализ статистических данных свидетельствует о наличии устойчивой тенденции совершения преступлений иностранными гражданами, задействованными в строительной отрасли г. Улан-Удэ. Выявлены случаи тяжких преступлений, совершаемых мигрантами, такие как половые посягательства на несовершеннолетних. В 2023 г. завершено расследование уголовного дела в отношении гражданина Узбекистана, применявшего насилие к несовершеннолетней, а также дела в отношении другого гражданина Узбекистана, совершившего сексуальные преступления в отношении падчериц в 2020–2022 гг.

Помимо сексуальных преступлений среди иностранных граждан распространены правонарушения против жизни, связанные с нарушением правил безопасности на строительных объектах, что привело к смертельным случаям ( например, в ноябре 2022 г. гражданин Узбекистана допустил нарушение правил, повлекшее смерть работника ).

Также выявляются преступления, связанные с незаконной добычей особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу, например, в 2024 г. иностранные граждане С. и М. незаконно перевозили птицу кречет, а гражданин КНР Ч. — части редких видов .

Отдельное внимание уделяется коррупции среди сотрудников органов власти, занимающихся регулированием вопросов миграции. Установлено наличие организованных групп, состоящих из адвокатов, представителей правоохранительных структур и частных лиц, осуществляющих содействие незаконному пребыванию мигрантов на территории Российской Федерации путем заключения фиктивных браков и предоставления ложных документов. Примером служит деятельность адвоката Ш., сотрудника подразделения по вопросам миграции МВД России Б., граждан КНР и Российской Федерации, действовавших сообща для оформления разрешений на временное проживание иностранных граждан вне установленных законом процедур .

Кроме того, выявлены факты коррупционных действий должностных лиц, сопровождавшихся регистрацией фиктивных браков за взятки, что привело к неправомерному получению иностранцами права проживания в России. В частности, отмечены инциденты с участием инспекторов подразделений по вопросам миграции и работников органов записи актов гражданского состояния, осужденных за подобные правонарушения .

Приведенные примеры иллюстрируют сложность проблемы преступности в миграционной среде и необходимость комплексных мер противодействия таким проявлениям противоправного поведения.

На основе материалов следственной практики выделены следующие основные способы организации незаконной миграции:

  • 1)    фиктивные браки и установление отцовства: этот способ обеспечивает получение разрешений на временное проживание без учета квоты. Преступные схемы сопровождаются коррупционными связями с должностными лицами;

  • 2)    нелегальные места проживания: организация массовых мест пребывания мигрантов, не соответствующих нормам безопасности, позволяет преступным группам экономить на издержках и усиливать свой контроль;

  • 3)    коррупционные схемы: уголовные дела в отношении сотрудников МВД и ЗАГСа, обвиняемых во взяточничестве и злоупотреблении полномочиями, свидетельствуют о глубокой коррупционной уязвимости системы миграционного контроля.

Таким образом, динамика миграционной преступности имеет четкую корреляцию с экономическим развитием региона, его геополитическим расположением, что требует разработки новых подходов к миграционной политике. Преступность в миграционной сфере характеризуется высоким уровнем латентности и зачастую носит организованный, коррупционный характер, что требует применения специализированных методов расследования [5]. Кроме того, недостаточные меры правовой и социальной адаптации мигрантов способствуют их вовлечению в криминальные структуры, что усугубляет ситуацию и требует комплексных мер по улучшению условий интеграции иностранных граждан [10].

На основе проведенного анализа предлагается ряд мер, направленных на повышение эффективности противодействия миграционной преступности. В первую очередь необходимо разработать комплексную систему миграционного мониторинга, которая будет включать анализ не только статистических данных, но и социологических и криминологических факторов, влияющих на динамику преступлений в данной сфере. Также целесообразно создать специализированные межведомственные рабочие группы, отвечающие за выявление и расследование организованных преступных групп, действующих в сфере миграции. Важным аспектом является проведение образовательных и информационных кампаний для мигрантов, направленных на повышение их правовой грамотности и информирование о нормах поведения в принимающем обществе, что способствует снижению рисков вовлечения в преступную деятельность. Наконец, необходимо ужесточить контроль за деятельностью юридических и физических лиц, оказывающих услуги по содействию в миграционных вопросах, с целью пресечения мошеннических схем и нелегальных практик.

Очевидно, что в современном мире миграционные процессы будут усиливаться по мере роста экономического кризиса, турбулентности политических процессов в мире, с одной стороны, и неминуемого углубления интеграционных процессов, глобализации мировых экономик, унификации и универсализации законодательств — с другой [10]. Соответственно при разработке системы мер противодействия необходимо учитывать новые вызовы в миграционной сфере, обусловленные как глобальными процессами и межгосударственными отношениями (к примеру, отмена визового режима для россиян в КНР и ожидаемый зеркальный ответ от Российской Федерации), так и особенностями социально-экономического развития региона.