О понятии actus в «Сумме теологии» Фомы Аквинского

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные направления применения термина actus в «Сумме Теологии» Фомы Аквинского. Во-первых, представляется его решение богословской проблемы понимания природы и статуса ангелов в иерархии мироздания. При этом раскрывается исходная установка ангелологии Аквината, сложившаяся в процессе его многолетних размышлений и в ходе принципиальной богословской дискуссии, что ангелы не несут в себе композицию материи и формы, но в них имеется потенция и акт. Подчеркивается, что в ангелах форма обладает самостоятельным существованием, что им свойственна «самосущая форма», поэтому они являются «отделенными субстанциями». В итоге делается вывод о том, что ангелы, согласно концепции Фомы, приобретают особую диспозицию в иерархии сотворенного сущего. Во-вторых, анализ развивается в направлении опровержения Аквинатом ереси манихеев и утверждения своеобразной «апологии» существующего мира. В данном плане рассматривается интерпретация бытия у Фомы Аквинского, которое понимается в качестве актуальности и совершенства, что позволяет средневековому мыслителю продемонстрировать уникальную роль Творца для существования сотворенного сущего. В-третьих, раскрывается горизонт экспликации значения разума человека в рамках процедуры морального акта. В данном плане в статье представляется общая схема человеческого поступка, сформулированная Фомой, при этом выявляется значение и роль разума и воли на каждой ступени реализации нравственного действия, что явилось принципиальной проблемой для этических штудий его времени. Таким образом, статья демонстрирует преломление метафизического дискурса и философской терминологии, в частности, понятия actus, восходящего к аристотелевской energia, в теологии Фомы Аквинского, что позволило ему решить принципиальные интеллектуальные проблемы своей эпохи.

Еще

Фома аквинский, акт бытия, ангелы, человек, моральный акт

Короткий адрес: https://sciup.org/149141529

IDR: 149141529   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.3

Список литературы О понятии actus в «Сумме теологии» Фомы Аквинского

  • Аверинцев 1976 - Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 17-64.
  • Жильсон 1999 - Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Унив. кн., 1999.
  • Нечипуренко 2005 - Нечипуренко В.Н. Учение Соломона ибн Габироля об универсальной материи и арабский неоплатонизм // Философские науки. 2005. № 7. С. 99-117.
  • Фома Аквинский 2006 - Фома Аквинский. Сумма Теологии. Часть Первая. Вопросы 1-64. М.: Издатель С.А. Савин, 2006.
  • Фома Аквинский 2008 - Фома Аквинский. Сумма Теологии. Первая часть Второй части. Вопросы 1-67. М.: Signum Veritatis, 2008.
  • Честертон 1992 - Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский // Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. С. 265-356.
  • O’Rourke 1992 - O’Rourke F. Pseudo-Dionysius and the Metaphysics of Aquinas. Leiden: Brill, 1992.
  • Santori 2021 - Santori P. Thomas Aquinas and the Civil Economy Tradition. The Mediterranean Spirit of Capitalism. L.; N. Y.: Routledge, 2021.
  • Thomas Aquinas 1968 - Thomas Aquinas. On Being and Essence. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1968.
  • Wippel 2012 - Wippel J.F. Metaphysical Composition of Angels in Bonaventure, Aquinas, and Godfrey of Fontaines // A Companion to Angels in Medieval Philosophy. Leiden-Boston: Brill, 2012, pp. 45-78 (Brill’s Companions to the Christian Tradition, vol. 35).
Еще
Статья научная