Образ Ирландии в творчестве Дженнифер Джонстон
Автор: Хабибуллина Лилия Фуатовна, Зиннатуллина Зульфия Рафисовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 1 (60), 2022 года.
Бесплатный доступ
Ирландская литература сегодня представляет собой своеобразный культурный феномен, который сочетает в себе погруженность в национальную проблематику и глубину национальной саморефлексии. Ярким представителем этой литературы является Дженнифер Джонстон, прозаик и драматург. Ее творчество относят к так называемому «ольстерскому роману» и в Ирландии до сих пор воспринимают неоднозначно. Практически во всех своих произведениях писательница обращается к истории Ирландии, которая рассматривается ей как деструктивное явление по отношению к настоящему. Целью данной статьи является анализ двух романов Джонстон «Далеко ли до Вавилона?» (How Many Miles to Babylon?, 1974) и «Старая шутка» (The Old Jest, 1979) с точки зрения воплощения в них образа Ирландии. В работе использовались методы гендерных и постколониальных исследований, а также культурно-исторический и имагологический методы. Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к ирландской литературе и к вопросу о национальной идентичности. Новизну работы определяет отсутствие в отечественном литературоведении исследований творчества Дженнифер Джонстон. В отличие от многих своих соотечественников, писательница сознательно отказывается от акцентирования политической составляющей, концентрируя свое внимание на природе, представленной, в основном, через образ воды, и «домашнем» пространстве. Именно они, согласно автору, лежат в основе «истинной» ирландскости. Противопоставляется им внешний мир, при столкновении с которым герои в обоих произведениях не по своей воле оказываются вовлеченными в исторические события, которые так или иначе реализованы через насилие. Насилие в романах представлено не только англо-ирландским конфликтом, но и Первой мировой войной (в романе «Далеко ли до Вавилона?»). Кроме того, писательница умело использует гендерную составляющую для иллюстрации этнической идентификации героев. Так, англо-ирландская идентичность героев дублируется через гендерную двойственность, а сама Ирландия лишается традиционной однозначной феминной сущности.
Ирландия, ирландская литература, национальная идентичность, дженнифер джонстон, гендер
Короткий адрес: https://sciup.org/149139958
IDR: 149139958
Список литературы Образ Ирландии в творчестве Дженнифер Джонстон
- Бондаренко Г.В. Мифы и общество Древней Ирландии. М.: Языки славянской культуры, 2015. 476 с.
- Гениева Е.Ю. «И в смерти восторжествую...» // Джонстон Дж. Далеко ли до Вавилона; Старая шутка. М.: Художественная литература, 1983. С. 3-18.
- Дерендяева Д.Б. Национальные черты Ирландской литературы. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-irl/derendyaeva-nacionalnye-cherty.htm (дата обращения: 07.06.2021).
- Джонстон Дж. Далеко ли до Вавилона; Старая шутка / Пер. с англ. Е. Гени-евой. М.: Художественная литература, 1983. 303 с.
- Зиннатуллина З.Р. Ирландия в романе А. Мердок «Алое и зеленое» // Филология и культура. Philology and Culture. 2020. № 2(60). С. 178-183.
- Йейтс УБ. Ястребиный источник / Пер. с англ. Г. Кружкова. СПб.: Азбука, 2014. 316 с.
- Саруханян А.П. Современная ирландская литература. М.: Наука, 1973. 318 с.
- Широкова Н.С. Образы животных в кельтской религиозно-мифологической традиции. URL: https://history.wikireading.ru/165619 (дата обращения: 07.06.2021).
- Cullingford E.B. 'Thinking of Her... as... Ireland': Yeats, Pearse and Heaney // Textual Practice. 1990. № 4(1). P. 1-21.
- Ingman H. Nation and Gender in Jennifer Johnston: A Kristevan Reading // Irish University Review. 2005. № 35(2). P. 334-348.
- Johnston J. Fool's Sanctuary. London: Hamish Hamilton, 1987. 132 p.
- Norris C. The Big House: Space, Place, and Identity in Irish Fiction // New Hibernia Review. 2004. № 8(1). P. 107-121.
- Rosslyn F. The Importance of Being Irish: Jennifer Johnston // The Cambridge Quarterly. 2003. № 32(3). P. 239-249.
- Scheible E. The Domestic Interior, the Female Body, and the Metaphorical Irish Nation in the Works of James Joyce // Bridgewater Review. 2015. № 34(1). P. 12-15.